Ключевые вопросы
Стадия готовности территориальных схем
Постановление Правительства Москвы от 09.08.2016 № 492-ПП «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами»
И снова… 26 сентября!
Согласно информации, опубликованной 9 сентября текущего года на официальном сайте Минприроды России[1], глава Министерства С.Е. Донской в соответствующей телеграмме, направленной в адрес глав ряда регионов, потребовал ускорить разработку территориальных схем обращения с отходами (далее — территориальная схема), отсутствие которых к январю 2017 г. автоматически приведет к неисполнению целого ряда норм законодательства и пробуксовке реформы отрасли.
В частности, отсутствие территориальных схем не позволит разработать программы в области обращения с отходами, запустить инвестиционные проекты, провести конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональные операторы, ТКО). Наличие утвержденной территориальной схемы является обязательным условием проведения конкурсного отбора региональных операторов согласно Постановлению Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее — Постановление № 881).
Напомним, что в силу ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ[2] территориальные схемы должны быть утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию территориальных схем. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — Требования), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197, вступили в силу 26.03.2016. Следовательно, территориальные схемы во всех субъектах Российской Федерации должны быть согласованы и утверждены к 26.09.2016.
Вместе с тем разработка территориальных схем находится в разной степени готовности. Так, на 09.09.2016 в Росприроднадзор поступило на согласование всего 25 территориальных схем, из них согласованы и готовы к утверждению — 14. Среди них — Республика Марий Эл, Чувашия, Красноярский и Ставропольский края, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Мурманская, Омская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области, г. Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ. На сегодня только готовятся к проведению конкурса на выбор исполнителя в Республике Тыва. Завершение разработки запланировано на 2017 г. Подобная критическая ситуация сложилась также в других округах по нескольким регионам: в Тверской, Ярославской, Вологодской и Брянской областях. В этих регионах завершение разработки схем запланировано на конец осени текущего года.
По словам С.Е. Донского, своевременность разработки схем будет учтена при распределении субвенций от экологического сбора на строительство новых мощностей по переработке отходов. Ежегодно на ликвидацию накопленного экологического ущерба, прежде всего отходов, будет поступать более 2 млрд руб., а также средства экологического сбора. В 2017 г. объем средств от экологического сбора составит не менее 1 млрд руб. Кроме того, в письме глава Минприроды России также напомнил, что с 01.01.2017 запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Территориальная схема Москвы: где искать?
Несмотря на всю сложность ситуации и постоянно меняющееся законодательство Правительство Москвы Постановлением от 09.08.2016 № 492-ПП (далее — Постановление № 492-ПП) утвердило соответствующую территориальную схему Москвы (далее — ТСМ).
Однако с указанной схемой не так просто ознакомиться.
Напомним, что согласно ч. 6 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) территориальная схема должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Что такое «официальный сайт субъекта Российской Федерации»?
В действующем законодательстве указанный термин употребляется, правда, нередко дополняется словами в скобках — «уполномоченного органа». Таким образом, в случае отсутствия официального сайта субъекта Российской Федерации для публикации определенной информации и документов может быть использован официальный сайт уполномоченного органа.
Поисковые системы на запрос «официальный сайт Москвы» выдают ссылки только на официальный сайт Мэра и Правительства Москвы — mos.ru. При этом на данном сайте территориальная схема отсутствует, в поиске постановление № 492-ПП найти не представляется возможным. Налицо нарушение законодательных требований.
Кроме того, согласно подп. «а» п. 12 Постановления № 881 в состав документации об отборе в обязательном порядке должна быть включена ссылка на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы. Что будет включено в документацию об отборе региональных операторов г. Москвы?
Постановление № 492-ПП и ТСМ можно найти в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», что не является источником официального опубликования нормативных правовых актов[3]. Вместе с тем официальное опубликование нормативных правовых актов является конституционным требованием[4].
Кроме того, в размещенной в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс» редакции Постановления № 492-ПП отсутствуют графические приложения, которые более чем значительны для данного нормативного правового акта.
ТСМ в полном варианте со всеми графическими материалами нам удалось найти на информационном сайте «Твердые бытовые отходы»[5], что также не может быть признано официальным опубликованием нормативного правового акта на официальном сайте субъекта Российской Федерации.
Таким образом, утвержденная ТСМ должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации или на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы для всеобщего и бесплатного доступа.
Общее описание ТСМ
ТСМ является одним из основных правовых актов г. Москвы в сфере обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, на основе которого:
• предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в г. Москве, в т.ч. с ТКО (далее — отходы), определение целевых показателей перспективного развития отрасли обращения с отходами на период до 2025 г.;
• осуществляется деятельность регионального оператора и других операторов по обращению с ТКО, в целях организации деятельности указанных операторов определяются места нахождения источников образования отходов;
• определяются объекты сбора, накопления, утилизации, обработки, обезвреживания отходов;
• разрабатываются мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, а также по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Территориальная схема учитывается при установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО (пп. 1.2 и 1.3 ТСМ).
Содержание территориальной схемы Москвы
1. Общие положения.
2. Сведения о численности постоянно проживающего населения на территории г. Москвы.
3. Нахождение источников образования отходов.
4. Количество образующихся отходов.
5. Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов.
6. Места накопления отходов.
7. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
8. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
9. Схемы потоков отходов.
10. Сроки пересмотра положений территориальной схемы.
Приложение 1. Схема расположения источников образования отходов на территории г. Москвы.
Приложение 2. Схема расположения мест накопления отходов на территории г. Москвы.
Приложение 3. Схема потоков ТКО на территории г. Москвы.
Приложение 4. Соотношение количества образующихся ТКО в зоне действия регионального оператора и в зоне действия государственных контрактов на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.
В целом ТСМ представляет собой сборник информационно-статистических и прогнозных показателей и нормативных требований. При этом графический материал, оформленный в четырех приложениях, отражает сложившуюся на территории г. Москвы ситуацию обращения с отходами согласно информационно-статистическим показателям. Однако масштаб изображения территории Москвы на одном листе формата А4 не позволяет оценить точность и корректность нанесения точек расположения источников образования и мест накопления отходов. Кроме того, в приложении 3 отсутствует расшифровка числовых обозначений на карте, под которыми, вероятнее всего, следует понимать объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
Нахождение источников образования отходов
Согласно разд. 3 ТСМ источники образования отходов отличаются по интенсивности образования, по видам образования отходов и включают в себя объекты жилищного фонда, организации строительства, промышленности, транспорта, организации социальной, культурной сферы, административные, образовательные, медицинские, зрелищные, физкультурные, спортивные организации, организации торговли, общественного питания и многие другие объекты, в которых в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления образуются отходы.
Источники образования отходов (91 738 объектов) делятся на две основные группы:
• жилой сектор (45 015 объектов);
• нежилой сектор (46 723 объекта).
В соответствии с подп. «б» п. 5 Требований раздел «Нахождение источников образования отходов» содержит сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации). Однако в ТСМ данные сведения не указаны.
Количество образующихся отходов
Раздел 4 ТСМ изобилует различными терминами: «количество образующихся отходов» (название раздела), «оценка количества образования отходов» (п. 4.1 ТСМ) и «количество образования отходов за 2015 год» (название табл. 2).
Неясно, в чем заключается оценка количества образования отходов и для чего она нужна, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ территориальная схема должна содержать данные о количестве образующихся на территории субъекта отходов по видам и классам опасности, а не их оценку. При этом согласно п. 4.1 ТСМ указанная оценка проведена на основании статистических данных, с использованием расчетных методов на основании удельных показателей образования ТКО.
Вместе с тем в табл. 2 ТСМ количество образовавшихся в 2015 г. отходов указано с разбивкой по административным округам г. Москвы, по группам источников образования отходов (жилой/нежилой сектор), с дифференциацией по единицам измерения (тонны в год/куб. м в год), а также с указанием кода отхода по ФККО[6] и его класса опасности.
В таблице 3 приведены данные об усредненном морфологическом и фракционном составе отходов за 2015 г. Преобладающими компонентами ТКО являются:
• пищевые отходы — 24,7 %;
• бумага, картон — 24,3 %;
• стекло — 11,4 %;
• пластмассы — 16,2 %.
Пункт 4.3 ТСМ содержит то ли нормативное требование, то ли констатацию факта. По стилистике написания очень похоже на санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Впрочем, вот и сам п. 4.3 ТСМ: «Твердые коммунальные отходы собираются в специализированные контейнеры, установленные в местах сбора отходов — на контейнерных площадках, оборудованных в соответствии с санитарными нормами. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ежедневно в соответствии с утвержденным графиком, после которого они поступают на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на соответствующие виды деятельности».
В таблице 4 приведены данные о количестве образования отходов производства и потребления (за исключением ТКО) от источника образования отходов — нежилого сектора (2015 г.) в тоннах в год с разбивкой по административным округам г. Москвы с указанием кода отхода по ФККО и его класса опасности.
При этом согласно п. 6 Требований раздел «Количество образующихся отходов» должен содержать данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно ФККО и их классам опасности от I до V, а также по источникам образования отходов. Однако в ТСМ указаны только ТКО IV–V классов опасности.
Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов
В разделе 5 ТСМ приведены целевые показатели, характеризующие деятельность по обращению с ТКО, к которым относятся:
• количество образующихся ТКО за календарный год в килограммах (тоннах);
• количество образования ТКО на душу населения за календарный год в килограммах (тоннах);
• количество ТКО, направляемых на захоронение и сжигание (термическое уничтожение), за календарный год в килограммах (тоннах);
• доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО за календарный год в процентах;
• доля ТКО, используемых для производства тепловой и электрической энергии, к общему объему отходов за календарный год в процентах;
• другие показатели, устанавливаемые в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области обращения с отходами.
Кроме того, согласно п. 5.2 ТСМ за 2015 г. и первое полугодие 2016 г. достигнуты следующие целевые показатели по обращению с ТКО в г. Москве:
1) по обращению с ТКО IV класса опасности в процентах от общего объема образования ТКО:
• отбор вторичных материальных ресурсов — 6,73 %;
• захоронение — 56,55 %;
• обезвреживание — 9,72%, из них использовано:
– для выработки тепловой энергии — 4,54 %;
– для выработки электрической энергии — 5,18 %;
2) по обращению с ТКО V класса опасности захоронение составляет 27 % от общего объема образования ТКО.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В ТСМ данные о количестве образующихся ТКО за календарный год в килограммах (тоннах) приведены в разд. 4, данные о количестве ТКО, направленных на захоронение и обезвреживание, в т.ч. выработку тепловой и электрической энергии — в разд. 5, однако данные о сжигании (термическом уничтожении ТКО), доле утилизированных ТКО в общем объеме ТКО и количестве образования ТКО на душу населения за календарный год не указаны.
При этом неясно, стоит ли сжигание (термическое уничтожение ТКО) приравнивать к обезвреживанию и выработке тепловой и электрической энергии? Стоит ли утилизацию (использование) ТКО считать равноценной отбору вторичных материальных ресурсов?
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют утверждать, что термин «обезвреживание отходов» является более широким, чем понятие «сжигание отходов», а «утилизация отходов» включает в себя использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). При этом обезвреживание отходов включает не только их сжигание, но и обеззараживание на специализированных установках.
В пункте 5.3 ТСМ указаны прогнозные показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов.
В частности, планируемое снижение объема ТКО, подлежащих полигонному захоронению, в процентах от общего объема образования ТКО должно составить:
• к 2020 г.:
– IV класса опасности — до 50 %;
– V класса опасности — до 25 %;
• к 2025 г.:
– IV класса опасности — до 40 %;
– V класса опасности — до 20 %.
Несмотря на то, что Требования вступили в силу 26.03.2016 и имеют приоритет по отношению к комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298 (далее — Стратегия), разработчики ТСМ почему-то решили сослаться именно на Стратегию, не заметив при этом Требования.
Вместе с тем п. 7 Требований содержит несколько иные указания по заполнению разд. 7.
Извлечение
из Требований
[…]
7. Раздел «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» содержит данные:
а) об установленных в субъекте Российской Федерации целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов и о достигнутых значениях указанных целевых показателей[7] (на дату утверждения территориальной схемы);
б) о доле утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
в) о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), с разбивкой по видам и классам опасности отходов.
[…]
Места накопления отходов
Раздел 6 ТСМ содержит, по нашему мнению, самые строгие, но весьма прогрессивные требования.
Пункты 6.1 и 6.2 опять же являются то ли констатацией факта, то ли нормативным требованием. В частности, установлено, что сбор и накопление ТКО на территории г. Москвы производится в местах накопления отходов в контейнеры, установленные на специально оборудованную контейнерную площадку.
Контейнерная площадка является местом первичного сбора отходов. Требования к контейнерным площадкам отражены в нормативных и технических документах (СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»[8]).
Далее идут нормативные требования: «Для защиты от атмосферных осадков контейнерные площадки должны быть оборудованы навесом. Также контейнерные площадки должны иметь ограждение и твердое водонепроницаемое покрытие для недопущения загрязнения прилегающей территории. К контейнерным площадкам должен быть обеспечен удобный подъезд для обеспечения вывоза ТКО».
Примечательно, что в табл. 5 ТСМ есть отдельная графа «Из них требуют реконструкции (устройство ограждения и/или навеса)», которая относится к местам накопления ТКО. Следовательно, далеко не все места накопления ТКО в Москве соответствуют перечисленным выше СанПиН.
Весьма прогрессивны положения п. 6.3 ТСМ. Так, на контейнерной площадке размещается (или должна размещаться?) информация:
- уникальный идентификационный номер контейнерной площадки (ID);
- наименование и контактная информация собственника (правообладателя) контейнерной площадки;
- наименование организации, осуществляющей сбор и вывоз ТКО;
- график вывоза ТКО.
КСТАТИ
Интересно, в какой базе, каком реестре или на каком сайте можно будет воспользоваться идентификационным номером контейнерной площадки (ID), кто его присваивает и для чего? Ведь создание территориальной схемы в виде электронной модели согласно п. 13 Требований является делом добровольным. Однако именно в такой схеме может пригодиться ID контейнерной площадки для ее поиска на карте региона и всех связанных с ней данных.
Впрочем, весь графический материал ТСМ из приложений 1–4 неплохо было бы нанести на интерактивную карту с возможностью поиска по различным реквизитам: ID, географическим координатам, наименованию оператора и т.д.
Кроме того, согласно п. 8 Требований раздел «Места накопления отходов» должен содержать данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации). При этом наличие сведений о географических координатах мест накопления отходов в территориальной схеме не является обязательным.
Что касается остальных пунктов, то указанная информация может быть использована и без каких-либо сложных программных продуктов. Необходимо лишь дополнить раздел пунктом о контактной информации организации, осуществляющей сбор и вывоз ТКО. Тогда каждый житель многоквартирного дома (далее — МКД) может набрать указанный телефонный номер и уточнить, по какой причине вывоз ТКО не был произведен по графику. Разумное и эффективное решение «мусорных проблем».
В соответствии с пп. 6.4 и 6.5 ТСМ на контейнерной площадке размещаются специализированные контейнеры (бункеры) для сбора ТКО. Количество и объем контейнеров (бункеров), подлежащих размещению, определяются исходя из объема образования ТКО. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого количества контейнеров. Вывоз ТКО с контейнерных площадок г. Москвы осуществляется ежедневно в соответствии с графиком вывоза. Сбор крупногабаритных отходов производится в контейнеры (бункеры) для крупногабаритных отходов.
Примечательно, что ТСМ устанавливает более жесткие требования, чем п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88:
Извлечение
из СанПиН 42-128-4690-88
[…]
2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года[9] (при температуре –5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре — свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
[…]
В таблице 5 ТСМ приведена информация о контейнерных и бункерных площадках, а также площадках для выкатных контейнеров с разбивкой по административным округам г. Москвы, по группам мест накопления отходов (придомовая территория/вне придомовой территории), с дифференциацией по объему контейнеров и бункеров.
Пункты 6.6–6.14 представляют собой требования по обращению с ТКО, в частности требования к хранению и накоплению ТКО.
Следует отметить, что в силу абз. 16 и 17 ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
• организация деятельности по сбору (в т.ч. раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО;
• утверждение порядка сбора ТКО (в т.ч. их раздельного сбора).
Пунктами 6.13 и 6.14 ТСМ устанавливается, что раздельный сбор ТКО предусматривает их разделение по компонентам ТКО и складирование отсортированных ТКО в контейнеры для соответствующих компонентов ТКО. При раздельном сборе ТКО выделяются полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Минимальный перечень полезных компонентов, подлежащих раздельному сбору:
• бумага;
• пластик;
• стекло.
Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Положительным моментом можно считать то, что Правительством Москвы официально опубликован перечень организаций, которые несут ответственность за обращение с ТКО на территории г. Москвы.
В пункте 7.2 ТСМ даже специально подчеркивается, что объекты обращения с отходами относятся к объектам жизнеобеспечения городов и населенных пунктов и классифицируются как сооружения особо высокого уровня ответственности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Действующий ГОСТ 27751-2014 «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (далее — ГОСТ 27751-2014) термином «сооружения особо высокого уровня ответственности» не оперирует. Уровень ответственности согласно ГОСТ 27751-2014 может быть повышенным, нормальным и пониженным.
Термин «особо высокий уровень ответственности» употребляется в ГОСТ Р 54257-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования», который был отменен с 01.07.2015 в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 27751-2014.
Объекты обращения с отходами на территории г. Москвы разделены на две группы:
• объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО (табл. 6 ТСМ);
• объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления (за исключением ТКО) (табл. 7 ТСМ).
По всем объектам указаны наименование, адрес, производительность по приему отходов (в тоннах в год), вид и класс опасности принимаемых отходов, а также вид деятельности (термическое обезвреживание, сортировка, перегрузка, очитка сточных вод, обезвреживание осадка промливневого стока и пр.). Однако отсутствует номер лицензии, на основании которой указанные в табл. 6, 7 ТСМ предприятия осуществляют свою деятельность.
Извлечение
из Требований
[…]
9. Раздел «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» содержит:
а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
б) сведения о почтовом адресе[10] и (или) географические координаты местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);
в) данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов.
[…]
В ТСМ отсутствует схема, на которой указаны объекты обращения с отходами на территории г. Москвы. В приложении 3 к ТСМ есть числовые обозначения, однако корректное их соотнесение с перечнями объектов, представленными в табл. 6 и 7, невозможно. Каких-либо комментариев по этому вопросу в ТСМ нет.
Кроме того, в ТСМ не проведена дифференциация принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения и уже обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов по видам и классам опасности. Вид деятельности, указанный в последней графе табл. 6 и 7, требуемой классификации не соответствует.
Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
Раздел 8 ТСМ отражает объемы ТКО, направляемые на обработку (сортировку), утилизацию, обезвреживание, размещение с разбивкой по группам однородных отходов (ТКО, отходы строительства и ремонта, отходы грунта при проведении земляных работ и пр.).
Таблица 8 ТСМ полностью соответствует п. 10 Требований.
Схемы потоков отходов
В зону деятельности регионального оператора входят все источники образования ТКО, места их сбора и накопления в Южном, Троицком и Новомосковском административных округах г. Москвы, а также источники образования ТКО, места их сбора и накопления в Центральном, Юго-Западном, Западном, Северо-Западном, Северном, Северо-Восточном, Восточном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах г. Москвы, за исключением ТКО, образующихся в МКД (за исключением нежилых помещений), в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенным в рамках проведения эксперимента по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами и крупногабаритным мусором (далее — государственные контракты).
НА ЗАМЕТКУ
Учет объема и массы ТКО на основании соответствующих договоров осуществляется региональным оператором согласно Правилам коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
При осуществлении сбора ТКО в других предназначенных для их сбора емкостях региональный оператор определяет места сбора и накопления ТКО, время сбора, а также вправе устанавливать требования к емкостям, используемым для накопления ТКО.
Контейнеры для ТКО предоставляются потребителям региональным оператором либо лицами, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором. Контейнеры для ТКО по соглашению сторон могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами.
Время вывоза ТКО определяется региональным оператором, который обязан проинформировать о графике вывоза ТКО их собственника. Другими словами, жильцы МКД должны иметь возможность ознакомиться с указанным графиком, данная информация должна быть размещена в т.ч. на соответствующих контейнерных площадках.
Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО, направляемым региональному оператору. Крупногабаритные отходы могут быть самостоятельно доставлены потребителем указанной услуги непосредственно на площадку для их сбора. Эксплуатация таких площадок и вывоз поступивших на них крупногабаритных отходов обеспечивается региональным оператором или уполномоченным им лицом.
Региональный оператор при изменении нахождения источников образования отходов, количества образующихся отходов, целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, мест накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, схемы потоков отходов информирует о таких изменениях уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
КСТАТИ
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 № 485-ПП «О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП» в МКД, расположенных на территории Юго-Западного административного округа г. Москвы проводится эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, действие которого распространено также на территории Центрального, Северо-Западного, Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного, Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы.
В рамках эксперимента в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов исполнители по государственным контрактам оказывают услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором.
МКД, в которых услугу по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами оказывают подрядчики, исполнители по государственным контрактам, не входят в зону деятельности регионального оператора (за исключением нежилых помещений в таких МКД).
Как мы указывали выше, создание территориальной схемы в виде электронной модели согласно п. 13 Требований является делом добровольным. При этом схема потоков отходов была бы более репрезентативной именно на интерактивной карте. Кроме того, данная схема должна называться именно схемой потоков отходов, а не схемой потоков ТКО, как это сделано в приложении 3 к ТСМ.
Сроки пересмотра положений территориальной схемы
Пересмотр положений ТСМ осуществляется не реже одного раза в год с учетом требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269.
[1] mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=145112
[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015).
[3] Подробнее см.:
– Бабич М.Е. Лицензирование деятельности по обращению с отходами: проблемы правоприменения // Справочник эколога. 2016. № 7. С. 36 (profiz.ru/eco/7_2016/licenz_problemy);
– Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. М.: Юриспруденция. 2015. 192 с.;
– Червяковский А.В. Печатное и электронное официальное опубликование нормативных правовых актов // Современное право. 2011. № 3. С. 8–11.
[4] Так, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Кроме того, на основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. от 03.03.2015) в соответствии с упомянутым конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Подробнее см.: Бабич М.Е. Лицензирование деятельности по обращению с отходами: проблемы правоприменения // Справочник эколога. 2016. № 7. С. 25 (profiz.ru/eco/7_2016/licenz_problemy).
[5] solidwaste.ru/docs/view/943.html
[6] Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (в ред. от 03.06.2016).
[7] Здесь и далее выделено автором.
[8] Далее — СанПиН 42-128-4690-88.
[9] Здесь и далее выделено автором.
[10] Здесь и далее выделено автором.