Отдаем журнал бесплатно!

Воздействие объектов IV категории: нужно ли учитывать в документации и отчетности для объектов I–III категорий?

Ключевые вопросы

Учет воздействия объекта IV категории в рамках КЭР, а также в декларации о воздействии на окружающую среду

Отражение сведений об обращении с отходами на объекте IV категории в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов

Отражение воздействия объекта IV категории в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК

 

Действующим законодательством для объектов IV категории не предусматривается каких-либо привилегий в части нормирования воздействия на окружающую среду, оформления разрешительной экологической документации и представления экологической отчетности.

Так, в настоящее время вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в т.ч. объекты IV категории), обязаны:

1) разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР), получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);

2) разрабатывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ), обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект;

4) представлять статистическую отчетность;

5) представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

6) представлять отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3[1] и по формам 3.1, 3.2, 3.3[2]).

 

IV категория

Ожидания природопользователей, эксплуатирующих только объекты IV категории, по поводу упразднения для них ряда природоохранных обязанностей небеспочвенны.

С 01.01.2019 лица, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, будут освобождены от обязанности нормирования:

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (отметим, что для отнесения объекта к IV категории сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду должны отсутствовать в принципе);

образования и размещения отходов производства и потребления.

 

IV + I категории

В случае если наряду с объектами IV категории у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект I категории, то на такого хозяйствующего субъекта будут возложены обязанности:

• по расчету НДВ, НДС, разработке НООЛР;

• по получению комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

 

IV + II категории

В случае если наряду с объектами IV категории у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект II категории, то на такого хозяйствующего субъекта будут возложены обязанности:

• по расчету НДВ, НДС, разработке НООЛР;

• по представлению декларации о воздействии на окружающую среду.

 

IV + III категории

В случае если наряду с объектами IV категории у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект III категории, то на такого хозяйствующего субъекта будут возложены обязанности по представлению:

• сведений об объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет о результатах ПЭК);

• отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

 

IV + IIII категории

На практике повсеместно распространены ситуации, при которых хозяйствующие субъекты наряду с объектами IV категории эксплуатируют объекты I–III категорий. В связи с этим специалисты экологических служб ожидаемо озадачены вопросами:

 

1. Должно ли лицо, эксплуатирующее объект I категории, при получении КЭР для данного объекта учитывать в заявке на получение КЭР негативное воздействие эксплуатируемых тем же лицом объектов IV категории (включать в заявку на получение КЭР расчет НДВ, НДС, НООЛР)?

2. Должно ли лицо, эксплуатирующее объект II категории, при представлении декларации о воздействии на окружающую среду на данный объект учитывать в декларации негативное воздействие эксплуатируемых тем же лицом объектов IV категории (включать в декларацию расчет НДВ, НДС, НООЛР)?

3. Должно ли лицо, эксплуатирующее объект III категории, при представлении:

• сведений об объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках отчета о результатах ПЭК;

• отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов,

учитывать в указанных отчете и отчетности негативное воздействие эксплуатируемых тем же лицом объектов IV категории?

Постараемся найти ответы на поставленные вопросы.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящем материале мы рассматриваем правоотношения, которые возникнут с 01.01.2019.

 

Статья целиком


[1] Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015).

[2] Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Воздействие объектов IV категории: нужно ли учитывать в документации и отчетности для объектов I–III категорий?

Ключевые вопросы

Учет воздействия объекта IV категории в рамках КЭР, а также в декларации о воздействии на окружающую среду

Отражение сведений об обращении с отходами на объекте IV категории в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов

Отражение воздействия объекта IV категории в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК

 

Действующим законодательством для объектов IV категории не предусматривается каких-либо привилегий в части нормирования воздействия на окружающую среду, оформления разрешительной экологической документации и представления экологической отчетности.

Так, в настоящее время вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в т.ч. объекты IV категории), обязаны:

1) разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР), получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);

2) разрабатывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ), обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов (далее — НДС), обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект;

4) представлять статистическую отчетность;

5) представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

6) представлять отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3[1] и по формам 3.1, 3.2, 3.3[2]).

 

IV категория

Ожидания природопользователей, эксплуатирующих только объекты IV категории, по поводу упразднения для них ряда природоохранных обязанностей небеспочвенны.

С 01.01.2019 лица, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, будут освобождены от обязанности нормирования:

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (отметим, что для отнесения объекта к IV категории сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду должны отсутствовать в принципе);

образования и размещения отходов производства и потребления.

 

IV + I категории

В случае если наряду с объектами IV категории у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект I категории, то на такого хозяйствующего субъекта будут возложены обязанности:

• по расчету НДВ, НДС, разработке НООЛР;

• по получению комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

 

IV + II категории

В случае если наряду с объектами IV категории у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект II категории, то на такого хозяйствующего субъекта будут возложены обязанности:

• по расчету НДВ, НДС, разработке НООЛР;

• по представлению декларации о воздействии на окружающую среду.

 

IV + III категории

В случае если наряду с объектами IV категории у хозяйствующего субъекта имеется хотя бы один объект III категории, то на такого хозяйствующего субъекта будут возложены обязанности по представлению:

• сведений об объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет о результатах ПЭК);

• отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

 

IV + IIII категории

На практике повсеместно распространены ситуации, при которых хозяйствующие субъекты наряду с объектами IV категории эксплуатируют объекты I–III категорий. В связи с этим специалисты экологических служб ожидаемо озадачены вопросами:

 

1. Должно ли лицо, эксплуатирующее объект I категории, при получении КЭР для данного объекта учитывать в заявке на получение КЭР негативное воздействие эксплуатируемых тем же лицом объектов IV категории (включать в заявку на получение КЭР расчет НДВ, НДС, НООЛР)?

2. Должно ли лицо, эксплуатирующее объект II категории, при представлении декларации о воздействии на окружающую среду на данный объект учитывать в декларации негативное воздействие эксплуатируемых тем же лицом объектов IV категории (включать в декларацию расчет НДВ, НДС, НООЛР)?

3. Должно ли лицо, эксплуатирующее объект III категории, при представлении:

• сведений об объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в рамках отчета о результатах ПЭК;

• отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов,

учитывать в указанных отчете и отчетности негативное воздействие эксплуатируемых тем же лицом объектов IV категории?

Постараемся найти ответы на поставленные вопросы.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящем материале мы рассматриваем правоотношения, которые возникнут с 01.01.2019.

 

Статья целиком


[1] Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015).

[2] Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам