Ключевые вопросы
Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов
Рекомендации по организации инвентаризации
Исходные сведения для инвентаризации
Учет отходов, образующихся в результате деятельности подрядчиков и при арендных отношениях
Составление предварительного перечня отходов
Работа с ФККО и БДО
Формирование итогового перечня отходов
Оформление результатов инвентаризации
Практически любая хозяйственная деятельность связана с образованием отходов, а нарушения при обращении с отходами одни из самых очевидных. В июне 2019 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были внесены существенные изменения[1]: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления стали более дифференцированы[2].
Например, теперь можно получить отдельный штраф за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности (ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ) и др.
Чтобы уменьшить риски получения огромных штрафов, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, т.е. провести их полную инвентаризацию.
Представленные в статье рекомендации по проведению инвентаризации отходов имеют общий характер, какие-либо специфические виды деятельности (например, сортировка и утилизация твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), размещение отходов, утилизация продуктов питания, обращение с медицинскими отходами и др.) в рамках данного материала не рассматриваются, т.к. это темы для отдельных статей.
Предложенные подходы носят авторский характер и сформированы на основании многолетнего опыта разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для различных объектов.
Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов
Прежде всего отметим, что действующим федеральным законодательством требования к проведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов не предъявляются. В настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые бы предусматривали четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, а не ограничивались отсылочными нормами. При этом на региональном уровне можно найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации[3], но они носят рекомендательный характер.
Вместе с тем в нормативно-правовой документации в области обращения с отходами часто встречаются отсылки к результатам инвентаризации отходов:
• программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) должна включать в себя, помимо прочего, сведения об инвентаризации отходов[4];
• для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) используются результаты инвентаризации отходов[5];
• организация мест накопления отходов проводится на основании результатов их инвентаризации[6];
• материалы учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации отходов[7].
До 2010 г. инвентаризация отходов проводилась всеми хозяйствующими субъектами, образующими отходы, в рамках разработки ПНООЛР и получения документа об утверждении НООЛР, которые все обязаны были иметь. Начиная с 2010 г. от разработки ПНООЛР были освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. С 2019 г. разработка НООЛР касается только объектов I и II категорий[8] вне зависимости от того, относится ли хозяйствующий субъект к малому или среднему бизнесу.
Обратите внимание
Результаты инвентаризации используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I–IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
• подготовки приказов и инструкций;
• ведения учета;
• организации мест накопления отходов;
• разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (см. ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ);
• организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);
• оптимизации деятельности предприятия и др.
Кроме того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с отходами, надо понимать, к каким из ваших отходов применяются специфические требования: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы.
Разумеется, проведение инвентаризации отходов и фиксирование ее результатов сегодня наиболее актуально для объектов I, II и III категорий, т.к. в программе ПЭК, которая разрабатывается в обязательном порядке именно для объектов данных категорий, нужно указывать сведения об отходах производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов[9] (далее — ФККО).
Инвентаризацию отходов целесообразно проводить отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В случае если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная инвентаризация. При этом если подразделения/объекты типовые, то можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений/объектов.
Отметим, что формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации отходов, а также итоговые формы инвентаризации могут быть любыми и должны удовлетворять требованиям внутреннего делопроизводства, целям и задачам конкретного предприятия.
[1] См. Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Новые составы правонарушений и новые штрафы ищите по ссылке profiz.ru/upl/KoAP_new.pdf.
[2] Анализ изменений в КоАП РФ в части обращения с отходами см.: Никитина В.В. О несоразмерности и неотвратимости наказания за нарушение требований в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2019. № 9. С. 66–74 (прим. редакции).
[3] См., например, Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области, утвержденные Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001.
[4] Пункт 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).
[5] См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания № 349).
[6] Пункт 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
[7] Пункт 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Порядок № 721).
[8] См. п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
[9] Пункт 6 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.