Отдаем журнал бесплатно!

Порядок зачета и возврата платы за НВОС: комментарий к Приказу Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334

В статье рассмотрим Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее — Порядок, Приказ).

Правовые предпосылки

Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату[1].

Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления[2].

Следует отметить, что Правила вступили в силу 17.03.2017. В частности, вступило в силу вышеуказанное положение, предусмотренное п. 36 Правил.

Однако в период с 17.03.2017 до 07.09.2019 (дата вступления в силу Порядка) не существовало подзаконного акта, который бы определял порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.

Данное обстоятельство на практике препятствовало реализации права плательщиков на зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС. Споры, связанные с зачетом или возвратом, как правило, разрешались в судебном порядке: арбитражные суды успешно удовлетворяли многочисленные требования плательщиков и в отсутствие установленного Росприроднадзором порядка зачета/возврата.

Алгоритм зачета и возврата

Порядком предусмотрено, что зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС, на которых лицами, обязанными вносить плату, осуществляется деятельность, и куда данными лицами представляется декларация о плате.

Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по видам НВОС (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО[3], по которым исчислялась и вносилась плата.

Что означает данное правило?

 

Пример 1

Приведем пример ограничения по видам НВОС.

Хозяйствующий субъект в процессе деятельности оказывает следующие виды НВОС:

• выбросы загрязняющих веществ;

• сбросы загрязняющих веществ;

• размещение отходов.

По итогам отчетного периода образовалась переплата в части выбросов загрязняющих веществ. Тогда:

возможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ;

невозможен зачет переплаты в счет будущей платы в части сбросов загрязняющих веществ или размещения отходов.

 

Пример 2

Приведем пример ограничения по кодам ОКТМО.

Хозяйствующий субъект в процессе деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ на территории:

• г. Екатеринбурга;

• г. Стерлитамака.

По итогам отчетного периода образовалась переплата в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Екатеринбурга. Тогда:

возможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Екатеринбурга;

невозможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Стерлитамака.

 

В частности, для соблюдения данного требования в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода указываются виды НВОС (коды бюджетной классификации) и коды ОКТМО, по которым должен производиться зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

Отметим, что по общему правилу зачет или возврат осуществляется на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора соответствующего заявления.

При этом в счет авансовых платежей текущего периода (календарного года) зачет производится территориальным органом Росприроднадзора в случае, если в заявлении о зачете делается пометка о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет авансовых платежей текущего периода.

Как данное правило будет применяться на практике?

 

Пример 3

Рассмотрим ситуацию:

• по итогам 2018 г. у плательщика возникла переплата;

• после внесения до 01.03.2019 платы за НВОС за 2018 г. плательщик обращается в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

По умолчанию зачет будет произведен в счет платы за 2020 г.

При этом если плательщик желает произвести зачет в счет авансовых платежей 2019 г., то в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы следует указать на необходимость зачета переплаты в счет авансовых платежей текущего периода.

 

К заявлению о зачете или возврате прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный (без разногласий) территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.

Заявление о зачете или возврате направляется в территориальный орган Росприроднадзора посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

В случае отсутствия технической возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, заявление о зачете или возврате направляется на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении).

 

Обратите внимание

Порядок предусматривает условие зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, которое территориальные органы Росприроднадзора транслировали в течение последних 2,5 лет, — сначала закрытие задолженности, потом зачет в счет будущих платежей.

 

Так, в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы такой возврат производится только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности (при наличии у лица, обязанного вносить плату, таких задолженностей).

Принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о зачете или возврате основывается на результатах проверки декларации о плате, представленной лицом, обязанным вносить плату, и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.

В случае несоответствия информации, указанной в заявлении о зачете или возврате, сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, госорган в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

 

Нельзя исключать, что на практике данные положения Порядка в отдельных случаях будут некорректно истолковываться как указание на право территориальных органов Росприроднадзора приступать к рассмотрению заявления лишь после проверки декларации (напомним, срок проверки декларации составляет 9 месяцев).

Однако необходимо обратить внимание, что Порядок неоднократно указывает на необходимость принятия не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате:

• либо решения о зачете/возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы;

• либо решения об отказе в зачете/возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется без начисления процентов на данную сумму.

Рекомендуемые образцы заявлений

Приказом также утверждены:

рекомендуемые образцы:

– заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода ;

– заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду ​;

– акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду ​;

формы решений:

– о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода;

– об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода;

– об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

[1] Пункт 2 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).

[2] Пункт 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018; далее — Правила).

[3] Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Порядок зачета и возврата платы за НВОС: комментарий к Приказу Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334

В статье рассмотрим Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее — Порядок, Приказ).

Правовые предпосылки

Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату[1].

Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления[2].

Следует отметить, что Правила вступили в силу 17.03.2017. В частности, вступило в силу вышеуказанное положение, предусмотренное п. 36 Правил.

Однако в период с 17.03.2017 до 07.09.2019 (дата вступления в силу Порядка) не существовало подзаконного акта, который бы определял порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.

Данное обстоятельство на практике препятствовало реализации права плательщиков на зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС. Споры, связанные с зачетом или возвратом, как правило, разрешались в судебном порядке: арбитражные суды успешно удовлетворяли многочисленные требования плательщиков и в отсутствие установленного Росприроднадзором порядка зачета/возврата.

Алгоритм зачета и возврата

Порядком предусмотрено, что зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС, на которых лицами, обязанными вносить плату, осуществляется деятельность, и куда данными лицами представляется декларация о плате.

Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по видам НВОС (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО[3], по которым исчислялась и вносилась плата.

Что означает данное правило?

 

Пример 1

Приведем пример ограничения по видам НВОС.

Хозяйствующий субъект в процессе деятельности оказывает следующие виды НВОС:

• выбросы загрязняющих веществ;

• сбросы загрязняющих веществ;

• размещение отходов.

По итогам отчетного периода образовалась переплата в части выбросов загрязняющих веществ. Тогда:

возможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ;

невозможен зачет переплаты в счет будущей платы в части сбросов загрязняющих веществ или размещения отходов.

 

Пример 2

Приведем пример ограничения по кодам ОКТМО.

Хозяйствующий субъект в процессе деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ на территории:

• г. Екатеринбурга;

• г. Стерлитамака.

По итогам отчетного периода образовалась переплата в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Екатеринбурга. Тогда:

возможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Екатеринбурга;

невозможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Стерлитамака.

 

В частности, для соблюдения данного требования в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода указываются виды НВОС (коды бюджетной классификации) и коды ОКТМО, по которым должен производиться зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

Отметим, что по общему правилу зачет или возврат осуществляется на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора соответствующего заявления.

При этом в счет авансовых платежей текущего периода (календарного года) зачет производится территориальным органом Росприроднадзора в случае, если в заявлении о зачете делается пометка о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет авансовых платежей текущего периода.

Как данное правило будет применяться на практике?

 

Пример 3

Рассмотрим ситуацию:

• по итогам 2018 г. у плательщика возникла переплата;

• после внесения до 01.03.2019 платы за НВОС за 2018 г. плательщик обращается в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

По умолчанию зачет будет произведен в счет платы за 2020 г.

При этом если плательщик желает произвести зачет в счет авансовых платежей 2019 г., то в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы следует указать на необходимость зачета переплаты в счет авансовых платежей текущего периода.

 

К заявлению о зачете или возврате прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный (без разногласий) территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.

Заявление о зачете или возврате направляется в территориальный орган Росприроднадзора посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

В случае отсутствия технической возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, заявление о зачете или возврате направляется на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении).

 

Обратите внимание

Порядок предусматривает условие зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, которое территориальные органы Росприроднадзора транслировали в течение последних 2,5 лет, — сначала закрытие задолженности, потом зачет в счет будущих платежей.

 

Так, в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы такой возврат производится только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности (при наличии у лица, обязанного вносить плату, таких задолженностей).

Принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о зачете или возврате основывается на результатах проверки декларации о плате, представленной лицом, обязанным вносить плату, и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.

В случае несоответствия информации, указанной в заявлении о зачете или возврате, сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, госорган в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

 

Нельзя исключать, что на практике данные положения Порядка в отдельных случаях будут некорректно истолковываться как указание на право территориальных органов Росприроднадзора приступать к рассмотрению заявления лишь после проверки декларации (напомним, срок проверки декларации составляет 9 месяцев).

Однако необходимо обратить внимание, что Порядок неоднократно указывает на необходимость принятия не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате:

• либо решения о зачете/возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы;

• либо решения об отказе в зачете/возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется без начисления процентов на данную сумму.

Рекомендуемые образцы заявлений

Приказом также утверждены:

рекомендуемые образцы:

– заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода ;

– заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду ​;

– акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду ​;

формы решений:

– о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода;

– об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода;

– об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

[1] Пункт 2 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).

[2] Пункт 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018; далее — Правила).

[3] Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам