В статье рассмотрим Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее — Порядок, Приказ).
Правовые предпосылки
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату[1].
Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления[2].
Следует отметить, что Правила вступили в силу 17.03.2017. В частности, вступило в силу вышеуказанное положение, предусмотренное п. 36 Правил.
Однако в период с 17.03.2017 до 07.09.2019 (дата вступления в силу Порядка) не существовало подзаконного акта, который бы определял порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.
Данное обстоятельство на практике препятствовало реализации права плательщиков на зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС. Споры, связанные с зачетом или возвратом, как правило, разрешались в судебном порядке: арбитражные суды успешно удовлетворяли многочисленные требования плательщиков и в отсутствие установленного Росприроднадзором порядка зачета/возврата.
Алгоритм зачета и возврата
Порядком предусмотрено, что зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС, на которых лицами, обязанными вносить плату, осуществляется деятельность, и куда данными лицами представляется декларация о плате.
Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по видам НВОС (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО[3], по которым исчислялась и вносилась плата.
Что означает данное правило?
Пример 1
Приведем пример ограничения по видам НВОС.
Хозяйствующий субъект в процессе деятельности оказывает следующие виды НВОС:
• выбросы загрязняющих веществ;
• сбросы загрязняющих веществ;
• размещение отходов.
По итогам отчетного периода образовалась переплата в части выбросов загрязняющих веществ. Тогда:
• возможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ;
• невозможен зачет переплаты в счет будущей платы в части сбросов загрязняющих веществ или размещения отходов.
Пример 2
Приведем пример ограничения по кодам ОКТМО.
Хозяйствующий субъект в процессе деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ на территории:
• г. Екатеринбурга;
• г. Стерлитамака.
По итогам отчетного периода образовалась переплата в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Екатеринбурга. Тогда:
• возможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Екатеринбурга;
• невозможен зачет переплаты в счет будущей платы в части выбросов загрязняющих веществ, осуществляемых на территории г. Стерлитамака.
В частности, для соблюдения данного требования в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода указываются виды НВОС (коды бюджетной классификации) и коды ОКТМО, по которым должен производиться зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Отметим, что по общему правилу зачет или возврат осуществляется на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора соответствующего заявления.
При этом в счет авансовых платежей текущего периода (календарного года) зачет производится территориальным органом Росприроднадзора в случае, если в заявлении о зачете делается пометка о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет авансовых платежей текущего периода.
Как данное правило будет применяться на практике?
Пример 3
Рассмотрим ситуацию:
• по итогам 2018 г. у плательщика возникла переплата;
• после внесения до 01.03.2019 платы за НВОС за 2018 г. плательщик обращается в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
По умолчанию зачет будет произведен в счет платы за 2020 г.
При этом если плательщик желает произвести зачет в счет авансовых платежей 2019 г., то в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы следует указать на необходимость зачета переплаты в счет авансовых платежей текущего периода.
К заявлению о зачете или возврате прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный (без разногласий) территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Заявление о зачете или возврате направляется в территориальный орган Росприроднадзора посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
В случае отсутствия технической возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети Интернет, заявление о зачете или возврате направляется на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении).
Обратите внимание
Порядок предусматривает условие зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, которое территориальные органы Росприроднадзора транслировали в течение последних 2,5 лет, — сначала закрытие задолженности, потом зачет в счет будущих платежей.
Так, в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы такой возврат производится только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности (при наличии у лица, обязанного вносить плату, таких задолженностей).
Принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о зачете или возврате основывается на результатах проверки декларации о плате, представленной лицом, обязанным вносить плату, и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
В случае несоответствия информации, указанной в заявлении о зачете или возврате, сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, госорган в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Нельзя исключать, что на практике данные положения Порядка в отдельных случаях будут некорректно истолковываться как указание на право территориальных органов Росприроднадзора приступать к рассмотрению заявления лишь после проверки декларации (напомним, срок проверки декларации составляет 9 месяцев).
Однако необходимо обратить внимание, что Порядок неоднократно указывает на необходимость принятия не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате:
• либо решения о зачете/возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы;
• либо решения об отказе в зачете/возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется без начисления процентов на данную сумму.
Рекомендуемые образцы заявлений
Приказом также утверждены:
• рекомендуемые образцы:
– заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода ;
– заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду ;
– акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду ;
• формы решений:
– о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода;
– об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода;
– об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.
[1] Пункт 2 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).
[2] Пункт 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018; далее — Правила).
[3] Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.