Отдаем журнал бесплатно!

Нюансы расчета вреда, причиненного водному объекту в результате сброса загрязненных сточных вод

Ключевые темы: сброс сточных вод в водный объект и контроль их состава, выявление Росприроднадзором нарушений обязательных правил, расчет и взыскание размера вреда, причиненного водному объекту: отбор проб, определение продолжительности сброса, проверка исполнения предписания, уменьшение размера вреда.

Сброс сточных вод в водный объект 

В соответствии с п. 6 ст. 60 ВК РФ[1] при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций (далее — ПДК) вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ[2]).

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ).

Контроль состава сточных вод 

Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, в т.ч. контроль за соблюдением требований к составу сбрасываемых сточных вод, — предмет государственного экологического контроля. Такой контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы[3]) (далее — Росприроднадзор).

Выявление нарушений 

В ходе плановой проверки аккредитованными лабораториями по заданию Росприроднадзора производится отбор проб сточных вод. Если по результатам протоколов количественного химического анализа воды будет зафиксировано, к примеру, превышение нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в водный объект, то в акте фиксируется нарушение обязательных требований, как правило, п. 4 ст. 35, п. 6 ст. 56 ВК РФ, а также ст. 22, 23, 39 Закона № 7-ФЗ. На данном этапе следует уделять внимание содержанию протоколов отборов проб и актам, составляемым по итогам.

В случае выявления Росприроднадзором при проведении плановой проверки нарушений обязательных требований, контролируемому лицу грозит не только административная, но и гражданско-правовая ответственность.

Жалоба на акт Росприроднадзора 

При несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте Росприроднадзора, контролируемое лицо вправе направить в досудебном порядке возражения по правилам, установленным для подачи жалоб на решения и предписания. 

Как подать? В электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (ст. 89, ч. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ[4]).

Когда подать? Срок подачи жалобы на акт не установлен ни ст. 89, ни ст. 40 Закона № 248-ФЗ. В первоначальной редакции ст. 89 Закона № 248-ФЗ, которая была изменена еще до вступления закона в законную силу, срок для подачи возражений на акт был установлен и составлял 15 рабочих дней со дня получения акта. Поэтому рекомендуется использовать минимальный срок, установленный для подачи жалоб на предписание, — 10 календарных дней (ч. 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).  

Обратите внимание
Акт сам по себе не порождает для контролируемого лица каких-либо обязанностей, обжалованию в судебном порядке не подлежит, что делает значимой процедуру досудебного обжалования. 

Ответственность 

Как правило, помимо привлечения к административной ответственности, юридическому лицу выдается предписание об устранении выявленного нарушения (например, обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах). Но кроме того, анализ правоприменительной практики показывает, что Росприроднадзор реализует предоставленное ему законодательством право на предъявление требования о возмещении вреда, причиненного водному объекту (срок для добровольного исполнения составляет 30 календарных дней с момента получения претензии).

Взыскание размера вреда, причиненного водному объекту 

Сброс загрязняющих веществ в водный объект, в т.ч. в составе сточных вод с превышением разрешенных концентраций загрязняющих веществ, — достаточное основание для расчета вреда (ущерба) водному объекту и взыскания его с водопользователя. Расчет ущерба водному объекту осуществляется по формулам, предусмотренным Методикой № 87[5].

Сброс сточных вод, концентрация вредных веществ в которых превышает нормативы допустимого сброса, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, т.к. загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема (например, см. дела № А57-19311/2017, № А76-6320/2017, № А74-19031/2017, № А17-9814/2021, № А13-3366/2021).

Отбор проб для расчета вреда 

Чтобы рассчитать вред, Росприроднадзор (силами аккредитованной лаборатории) отбирает не менее трех проб. Только при наличии не менее трех результатов анализов отобранных проб сточных вод, в каждом из которых зафиксированы превышения ПДК и установленных нормативов (лимитов при наличии) загрязняющего вещества, возможен расчет вреда водному объекту (п. 2 Методики № 87, разъяснение Росприроднадзора от 17.02.2020 № СР-09-01-31/4794, дело № А38-5803/2021).

Определение продолжительности сброса 

Необходимость получения нескольких результатов анализов обусловлена также потребностью определить продолжительность сброса. В соответствии с формулой расчета вреда, причиненного сбросом вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в т.ч. шахтных, рудничных) вод (формула № 10 Методики № 87), необходимо определить значение показателя «Т» — продолжительности сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ. Данная продолжительность определяется с момента обнаружения сброса и до его прекращения. Исходя из сроков плановой проверки, в рамках которой производится отбор и исследование проб, такая продолжительность будет незначительной. И выставленная по итогам сумма претензии может показаться несущественной, а необходимость устранения причин, способствовавшим загрязнению водного объекта, может представляться непервостепенной. 

К сведению
Данное заблуждение нужно развеять: момент прекращения сброса загрязняющего вещества в составе сточных вод еще предстоит установить и удостоверить с участием Росприроднадзора.  

Проверка исполнения предписания 

До 11.12.2021[6] процедурные вопросы проведения проверки исполнения предписания были урегулированы Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 07.07.2020 № 783 (утратил силу 10.12.2021). В частности, его п. 145 определял, что проверка исполнения предписания должна быть начата должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием).

В настоящее время необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 95 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой Росприроднадзор оценивает исполнение предписания:

• в случае истечения срока исполнения предписания;

• представления контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений в Росприроднадзор об исполнении предписания.

Обратите внимание
Истечение срока исполнения выданного Росприроднадзором предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований является самостоятельным основанием для организации проведения внеплановой проверки (ч. 1 ст. 66, п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

 

При наступлении одного из указанных событий, чтобы удостовериться в исполнении предписания, Росприроднадзор проводит выездную проверку, в ходе которой отбирает и исследует пробы сточных вод. Контролируемому лицу важно, чтобы проверка исполнения предписания вновь не выявила факт сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ.

Если содержание загрязняющего вещества в составе сточных вод не снизилось?


[1] Водный кодекс РФ.

[2]  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[3] См. Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (в ред. от 26.02.2022).

[4]  Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2021).

[5] Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (в ред. от 26.08.2015).

[6] Дата вступления в силу Приказа Росприроднадзора от 08.11.2021 № 769 «О признании утратившими силу приказов Росприроднадзора от 06.07.2020 № 783, от 17.11.2020 № 1593, от 11.01.2021 № 1».

Е.А. Горшкова, старший юрист ООО «СИБУР»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Нюансы расчета вреда, причиненного водному объекту в результате сброса загрязненных сточных вод

Ключевые темы: сброс сточных вод в водный объект и контроль их состава, выявление Росприроднадзором нарушений обязательных правил, расчет и взыскание размера вреда, причиненного водному объекту: отбор проб, определение продолжительности сброса, проверка исполнения предписания, уменьшение размера вреда.

Сброс сточных вод в водный объект 

В соответствии с п. 6 ст. 60 ВК РФ[1] при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций (далее — ПДК) вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ[2]).

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ).

Контроль состава сточных вод 

Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, в т.ч. контроль за соблюдением требований к составу сбрасываемых сточных вод, — предмет государственного экологического контроля. Такой контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы[3]) (далее — Росприроднадзор).

Выявление нарушений 

В ходе плановой проверки аккредитованными лабораториями по заданию Росприроднадзора производится отбор проб сточных вод. Если по результатам протоколов количественного химического анализа воды будет зафиксировано, к примеру, превышение нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в водный объект, то в акте фиксируется нарушение обязательных требований, как правило, п. 4 ст. 35, п. 6 ст. 56 ВК РФ, а также ст. 22, 23, 39 Закона № 7-ФЗ. На данном этапе следует уделять внимание содержанию протоколов отборов проб и актам, составляемым по итогам.

В случае выявления Росприроднадзором при проведении плановой проверки нарушений обязательных требований, контролируемому лицу грозит не только административная, но и гражданско-правовая ответственность.

Жалоба на акт Росприроднадзора 

При несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте Росприроднадзора, контролируемое лицо вправе направить в досудебном порядке возражения по правилам, установленным для подачи жалоб на решения и предписания. 

Как подать? В электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (ст. 89, ч. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ[4]).

Когда подать? Срок подачи жалобы на акт не установлен ни ст. 89, ни ст. 40 Закона № 248-ФЗ. В первоначальной редакции ст. 89 Закона № 248-ФЗ, которая была изменена еще до вступления закона в законную силу, срок для подачи возражений на акт был установлен и составлял 15 рабочих дней со дня получения акта. Поэтому рекомендуется использовать минимальный срок, установленный для подачи жалоб на предписание, — 10 календарных дней (ч. 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).  

Обратите внимание
Акт сам по себе не порождает для контролируемого лица каких-либо обязанностей, обжалованию в судебном порядке не подлежит, что делает значимой процедуру досудебного обжалования. 

Ответственность 

Как правило, помимо привлечения к административной ответственности, юридическому лицу выдается предписание об устранении выявленного нарушения (например, обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах). Но кроме того, анализ правоприменительной практики показывает, что Росприроднадзор реализует предоставленное ему законодательством право на предъявление требования о возмещении вреда, причиненного водному объекту (срок для добровольного исполнения составляет 30 календарных дней с момента получения претензии).

Взыскание размера вреда, причиненного водному объекту 

Сброс загрязняющих веществ в водный объект, в т.ч. в составе сточных вод с превышением разрешенных концентраций загрязняющих веществ, — достаточное основание для расчета вреда (ущерба) водному объекту и взыскания его с водопользователя. Расчет ущерба водному объекту осуществляется по формулам, предусмотренным Методикой № 87[5].

Сброс сточных вод, концентрация вредных веществ в которых превышает нормативы допустимого сброса, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, т.к. загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема (например, см. дела № А57-19311/2017, № А76-6320/2017, № А74-19031/2017, № А17-9814/2021, № А13-3366/2021).

Отбор проб для расчета вреда 

Чтобы рассчитать вред, Росприроднадзор (силами аккредитованной лаборатории) отбирает не менее трех проб. Только при наличии не менее трех результатов анализов отобранных проб сточных вод, в каждом из которых зафиксированы превышения ПДК и установленных нормативов (лимитов при наличии) загрязняющего вещества, возможен расчет вреда водному объекту (п. 2 Методики № 87, разъяснение Росприроднадзора от 17.02.2020 № СР-09-01-31/4794, дело № А38-5803/2021).

Определение продолжительности сброса 

Необходимость получения нескольких результатов анализов обусловлена также потребностью определить продолжительность сброса. В соответствии с формулой расчета вреда, причиненного сбросом вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в т.ч. шахтных, рудничных) вод (формула № 10 Методики № 87), необходимо определить значение показателя «Т» — продолжительности сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ. Данная продолжительность определяется с момента обнаружения сброса и до его прекращения. Исходя из сроков плановой проверки, в рамках которой производится отбор и исследование проб, такая продолжительность будет незначительной. И выставленная по итогам сумма претензии может показаться несущественной, а необходимость устранения причин, способствовавшим загрязнению водного объекта, может представляться непервостепенной. 

К сведению
Данное заблуждение нужно развеять: момент прекращения сброса загрязняющего вещества в составе сточных вод еще предстоит установить и удостоверить с участием Росприроднадзора.  

Проверка исполнения предписания 

До 11.12.2021[6] процедурные вопросы проведения проверки исполнения предписания были урегулированы Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 07.07.2020 № 783 (утратил силу 10.12.2021). В частности, его п. 145 определял, что проверка исполнения предписания должна быть начата должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием).

В настоящее время необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 95 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой Росприроднадзор оценивает исполнение предписания:

• в случае истечения срока исполнения предписания;

• представления контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений в Росприроднадзор об исполнении предписания.

Обратите внимание
Истечение срока исполнения выданного Росприроднадзором предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований является самостоятельным основанием для организации проведения внеплановой проверки (ч. 1 ст. 66, п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

 

При наступлении одного из указанных событий, чтобы удостовериться в исполнении предписания, Росприроднадзор проводит выездную проверку, в ходе которой отбирает и исследует пробы сточных вод. Контролируемому лицу важно, чтобы проверка исполнения предписания вновь не выявила факт сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ.

Если содержание загрязняющего вещества в составе сточных вод не снизилось?


[1] Водный кодекс РФ.

[2]  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[3] См. Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (в ред. от 26.02.2022).

[4]  Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2021).

[5] Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (в ред. от 26.08.2015).

[6] Дата вступления в силу Приказа Росприроднадзора от 08.11.2021 № 769 «О признании утратившими силу приказов Росприроднадзора от 06.07.2020 № 783, от 17.11.2020 № 1593, от 11.01.2021 № 1».

Е.А. Горшкова, старший юрист ООО «СИБУР»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам