Отдаем журнал бесплатно!

Забыть нельзя обжаловать

Каждый эколог в своей жизни попадал в ситуацию, когда после взаимодействия с государственными органами получал необоснованный, по его мнению, отказ в государственной услуге согласования документов, в приеме отчетности и т.д. И вставал перед мучительным выбором: согласиться с позицией государственного органа или дальше добиваться своей правоты. В статье представлен кейс по досудебному обжалованию из личной практики.

В соответствии с Постановлением № 663[1] с 01.07.2021 в России введено обязательное досудебное обжалование решений федеральных надзорных органов, а с 01.01.2022 — органов регионального контроля и надзора. Таким образом, у любого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя есть право и возможность подать жалобу на их действия (бездействие) в электронном виде через портал Госуслуг.

НА ЗАМЕТКУ

Жалобы рассматриваются ответственными должностными лицами в течение 15 рабочих дней с момента регистрации жалобы на портале досудебного обжалования[2].

Если заявитель не согласен с результатами рассмотрения жалобы, он имеет право подать жалобу в вышестоящий орган или в суд. Иск подается в районный суд:

  • по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, заявляющего соответствующие требования либо
  • по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие), решение которого обжалуется.

К СВЕДЕНИЮ

Если местонахождение государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, исковое заявление подается в суд того региона, на территорию которого распространяются полномочия.

Стоит отметить, что юридическому лицу стоит заранее взвесить все «за» и «против» по поводу подачи досудебной жалобы, так как в дальнейшем возможно более пристальное внимание со стороны территориального органа Росприроднадзора.

Кейс по досудебному обжалованию из личной практики

Юридическое лицо в соответствии со ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[3] направило заявку на включение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект НВОС), в соответствующий реестр через личный кабинет природопользователя (далее — Личный кабинет). В связи с тем, что в отношении действующих объектов юридического лица осуществляется федеральный государственный контроль (надзор), то в соответствии с Постановлением № 1096[4], заявка была подписана электронной цифровой подписью и направлена в территориальный орган Росприроднадзора по местонахождению объекта.

Объект имел котельную для собственных нужд (без подачи горячей воды населению) мощностью менее 2 Гкал/час, аварийную дизель-генераторную установку мощностью менее 1 МВт, договор с водоканалом на отведение хозяйственно-бытовых стоков в центральную систему водоотведения. Ливневая канализация на объекте отсутствовала. В соответствии с данными параметрами юридическим лицом определена IV категория объекта на основании п. 8 Критериев № 2398[5].

В соответствии с п. 35 Правил № 830[6] территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта РФ согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональные государственные реестры в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на постановку объекта на учет и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке указанного объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра.

В последний день срока заявка территориальным управлением Роспотребнадзора была отклонена, в качестве причин было указано следующее:

· коды ОКВЭД, определенные в классе 35 ОКВЭД, в выписке из ЕГРЮЛ отсутствуют;

· объект НВОС не соответствует заявленной категории, так как в составе выбросов есть вещества I и II классов опасности.

Важно отметить, что данное юридическое лицо не осуществляет подачу тепла, горячей воды и электроэнергии населению по регулируемым тарифам, не получает доход от данной деятельности.

По телефону специалисты управления не смогли пояснить отказ, ссылаясь на отпуск сотрудника, выдавшего отказ, и по оставленным контактам не вернулись с обратной связью.

Юридическим лицом повторно были отправлены две заявки, а в Личном кабинете были оставлены комментарии о незаконности отказа. Данные заявки также были отклонены территориальным управлением Росприроднадзора по тем же основаниям.

Далее юридическим лицом была сформулирована правовая позиция о нарушении территориальным управлением Росприроднадзора порядка постановки на государственный учет объектов НВОС и было принято решение о направлении жалобы через портал досудебного обжалования Госуслуг в территориальное управление Росприроднадзора, которое рассматривало данную заявку, для соблюдения установленного законом порядка обжалования.

 

 

[1] Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» (в ред. от 26.12.2022).

[2] См.: do.gosuslugi.ru.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[4] Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (в ред. от 28.02.2024).

[5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[6] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (в ред. от 05.08.2024).

С.А. Привалов,
эколог-практик

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Забыть нельзя обжаловать

Каждый эколог в своей жизни попадал в ситуацию, когда после взаимодействия с государственными органами получал необоснованный, по его мнению, отказ в государственной услуге согласования документов, в приеме отчетности и т.д. И вставал перед мучительным выбором: согласиться с позицией государственного органа или дальше добиваться своей правоты. В статье представлен кейс по досудебному обжалованию из личной практики.

В соответствии с Постановлением № 663[1] с 01.07.2021 в России введено обязательное досудебное обжалование решений федеральных надзорных органов, а с 01.01.2022 — органов регионального контроля и надзора. Таким образом, у любого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя есть право и возможность подать жалобу на их действия (бездействие) в электронном виде через портал Госуслуг.

НА ЗАМЕТКУ

Жалобы рассматриваются ответственными должностными лицами в течение 15 рабочих дней с момента регистрации жалобы на портале досудебного обжалования[2].

Если заявитель не согласен с результатами рассмотрения жалобы, он имеет право подать жалобу в вышестоящий орган или в суд. Иск подается в районный суд:

  • по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, заявляющего соответствующие требования либо
  • по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие), решение которого обжалуется.

К СВЕДЕНИЮ

Если местонахождение государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, исковое заявление подается в суд того региона, на территорию которого распространяются полномочия.

Стоит отметить, что юридическому лицу стоит заранее взвесить все «за» и «против» по поводу подачи досудебной жалобы, так как в дальнейшем возможно более пристальное внимание со стороны территориального органа Росприроднадзора.

Кейс по досудебному обжалованию из личной практики

Юридическое лицо в соответствии со ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[3] направило заявку на включение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект НВОС), в соответствующий реестр через личный кабинет природопользователя (далее — Личный кабинет). В связи с тем, что в отношении действующих объектов юридического лица осуществляется федеральный государственный контроль (надзор), то в соответствии с Постановлением № 1096[4], заявка была подписана электронной цифровой подписью и направлена в территориальный орган Росприроднадзора по местонахождению объекта.

Объект имел котельную для собственных нужд (без подачи горячей воды населению) мощностью менее 2 Гкал/час, аварийную дизель-генераторную установку мощностью менее 1 МВт, договор с водоканалом на отведение хозяйственно-бытовых стоков в центральную систему водоотведения. Ливневая канализация на объекте отсутствовала. В соответствии с данными параметрами юридическим лицом определена IV категория объекта на основании п. 8 Критериев № 2398[5].

В соответствии с п. 35 Правил № 830[6] территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта РФ согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональные государственные реестры в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на постановку объекта на учет и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке указанного объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра.

В последний день срока заявка территориальным управлением Роспотребнадзора была отклонена, в качестве причин было указано следующее:

· коды ОКВЭД, определенные в классе 35 ОКВЭД, в выписке из ЕГРЮЛ отсутствуют;

· объект НВОС не соответствует заявленной категории, так как в составе выбросов есть вещества I и II классов опасности.

Важно отметить, что данное юридическое лицо не осуществляет подачу тепла, горячей воды и электроэнергии населению по регулируемым тарифам, не получает доход от данной деятельности.

По телефону специалисты управления не смогли пояснить отказ, ссылаясь на отпуск сотрудника, выдавшего отказ, и по оставленным контактам не вернулись с обратной связью.

Юридическим лицом повторно были отправлены две заявки, а в Личном кабинете были оставлены комментарии о незаконности отказа. Данные заявки также были отклонены территориальным управлением Росприроднадзора по тем же основаниям.

Далее юридическим лицом была сформулирована правовая позиция о нарушении территориальным управлением Росприроднадзора порядка постановки на государственный учет объектов НВОС и было принято решение о направлении жалобы через портал досудебного обжалования Госуслуг в территориальное управление Росприроднадзора, которое рассматривало данную заявку, для соблюдения установленного законом порядка обжалования.

 

 

[1] Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб» (в ред. от 26.12.2022).

[2] См.: do.gosuslugi.ru.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[4] Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (в ред. от 28.02.2024).

[5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[6] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830 (в ред. от 05.08.2024).

С.А. Привалов,
эколог-практик

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам