НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении»: комментарии к подзаконным актам
1 января 2014 г. в полном объеме вступает в силу Федеральный
закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Ожидалось же
это событие годом ранее. Однако этого не произошло, т. к. Правительство
Российской Федерации не успело принять необходимые подзаконные акты. В течение
2013 г. Правительство издавало соответствующие постановления. Комментарии к
некоторым из данных нормативно-правовых актов мы предлагаем вашему вниманию.
А. Г. Дудникова
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Практика получения информации об особо охраняемых природных
территориях местного значения
Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об
экологической экспертизе» строительство новых и реконструкция существующих
объектов на землях особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ)
федерального, регионального и местного значения допускается только при наличии
положительного заключения государственной экологической экспертизы,
подтверждающего, что проведение указанных работ не противоречит положению о
конкретной охраняемой территории. В связи с этим на этапе проведения инженерных
изысканий особенно актуальным становится вопрос наличия ООПТ в местах
предполагаемого проведения работ. С территориями федерального и регионального
значения все более или менее понятно, а вот в отношении ООПТ местного значения
ситуация складывается прямо противоположная: неспособность государственных
органов оперативно предоставить заинтересованным лицам достоверную информацию о
таких ООПТ вызывает серьезные затруднения при планировании размещения объектов.
Е. Б. Масловец
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Реализация нормы Федерального закона № 416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении» о разработке НДС для абонентов централизованных
сетей
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» является первым в истории законодательства Российской Федерации
отраслевым законом в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный Федеральный
закон предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в
канализацию сточных вод, которые не могут быть очищены на очистных сооружениях.
В чем заключаются данные требования — читайте в статье.
Е. Н. Колчина
Правовые основы водоотведения через систему централизованной
канализации
На многих предприятиях экологу приходится решать проблемы
сброса сточных вод в системы канализации и другие проблемы водоснабжения и
водоотведения. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» для организаций, осуществляющих водоотведение, и ряда их
абонентов предусматривает наличие планов снижения сбросов, корректировку
размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду и получение
лимитов на сбросы на период реализации природоохранных мероприятий, а также
определенный порядок нормирования и контроля качества сбрасываемых сточных вод.
Данная статья поможет вам с учетом постановлений Правительства Российской
Федерации, которые вступят в силу 1 января 2014 г., с полным знанием дела
подойти к планированию природоохранных мероприятий, в т.ч. к определению сроков
их реализации и достигаемым показателям.
Т. Ю. Будина
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Экспертиза Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О
Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение»: комментарии эколога
Автор статьи уже неоднократно высказывала критическое мнение
и пожелания относительно многих нормативных актов, касающихся экологии. В том
числе речь шла и об одном из главных камней преткновения государственных
контролирующих органов и природопользователей — Приказе Минприроды России от
25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение». В настоящей статье мы проанализируем
некоторые положения Заключения Минэкономразвития по итогам экспертизы данного
Приказа.
М. Ламихова
Паспортизация отходов по новым правилам
Меньше чем через год хозяйствующие субъекты, в результате
деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности, должны будут
проводить паспортизацию отходов по новым правилам. Постановлением Правительства
РФ от 16.08.2013 № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I–IV
классов опасности, которые вступают в силу 1 августа 2014 г.
Е. Н. Колчина
Паспортизация отходов производства и потребления —
актуальная тема для всех предприятий и организаций как малого и среднего, так и
крупного бизнеса. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта опасных отходов обязаны
иметь все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе
деятельности которых образуются отходы, — тем самым они подтверждают отнесение
отходов к конкретному классу опасности.
Ю. П. Константинова
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Разработка и согласование проектов нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), как правило, представляют
собой целую эпопею, состоящую из долгих месяцев тяжкого труда как для экологов
на предприятии, так и для разработчиков. Новый том проекта НООЛР часто влечет
за собой заключение новых договоров на прием отходов, разработку новых
паспортов отходов, ранее не учтенных по разным причинам, а для некоторых
хозяйствующих субъектов — и получение новой лицензии на обращение с отходами.
Поэтому часто, когда речь заходит о необходимости разработки нового проекта
НООЛР, руководители сопротивляются доводам эколога до последнего, надеясь на
авось. Особенно трудно бывает убедить руководителей в необходимости выделения
средств на разработку проектной документации не тогда, когда у действующего
проекта заканчивается срок действия, а в случае произошедших или планируемых
изменений на предприятии. Давайте подробнее разберемся, учитывая опыт автора,
как же следует поступить экологу, если нужна корректировка проекта НООЛР.
М. Ламихова
Проекты ПДВ и НООЛР для сервисных компаний
Как инженер-эколог, большую часть времени проработавший в
компании, предоставляющей услуги юридическим лицам в сфере разработки проектной
документации в области экологии, автор статьи неоднократно сталкивался с
необходимостью разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов и
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сервисных
компаний. На первый взгляд, такие компании мало чем отличаются от остальных
природопользователей и разработка проектной документации для них не представляет
особой сложности с методической точки зрения. Однако проблемы начинаются уже на
самом раннем этапе работы — этапе инвентаризации источников выбросов и
определения номенклатуры отходов.
Е. П. Хабаров
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Современные нормативно-правовые основы государственного
экологического надзора
Требования об осуществлении государственного экологического
контроля определены ст. 65, 66 (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 №
242-ФЗ) Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с нормами п. 2 ст. 65 данного Федерального закона к
государственному экологическому надзору относятся все виды государственного
надзора в сфере природопользования и собственно охраны окружающей среды.
Ю. В. Бабина
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Секреты технологий производства для ПНООЛР: его величество
шампанское
Как известно, изначально шампанское — это игристое вино,
произведенное во французском регионе Шампань из определенных сортов винограда
методом вторичного брожения вина в бутылке. Вина из этого региона были известны
еще до Средневековья. Они изготавливались из винограда, росшего в
обрабатываемых монахами церковных виноградниках, которые располагались на самых
плодородных землях. Иностранцы, посещавшие французские земли и познавшие вкус
этого напитка, разнесли новость о нем по всей Европе, в результате чего в 1535
г. началась коммерциализация производства шампанских вин. Классический способ
производства шампанского достаточно длителен, а цена такого шампанского весьма
высока. В связи с этим был изобретен другой, намного более быстрый и менее
затратный способ — резервуарный непрерывный. Полагаем, что разумно будет
рассмотреть именно такую технологию с точки зрения образования отходов,
поскольку при нормировании предприятий, занимающихся производством игристых
вин, скорее всего, инженер-эколог столкнется именно с ней.
М. А. Мальцева
ВОПРОС — ОТВЕТ
Правомерен ли наложенный на предприятие — субъект малого
бизнеса при проведении плановой выездной проверки штраф за отсутствие
разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если все
необходимые для получения данного разрешения документы представлены в
Росприроднадзор, но само разрешение еще не получено?
Будут ли владельцы централизованных систем водоотведения,
осуществляющие сброс очищенных стоков в водоемы, вносить плату за негативное
воздействие на окружающую среду в Ростехнадзор или Росприроднадзор?
В каких случаях лучше выделять в качестве отдельного вида
отходов отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства,
а в каких — не прописывать и не рассчитывать такой вид отходов отдельно?
Являются ли нарушениями превышение лимитов на размещение
какого-либо отхода и необразование отхода, на размещение которого выданы
лимиты?
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Питьевая вода из стоков нефтеперерабатывающих заводов:
сегодня это реально!
В результате деятельности нефтеперерабатывающих заводов и
других предприятий нефтехимического комплекса образуются большие объемы
нефтесодержащих сточных вод. Природоохранное законодательство Российской
Федерации устанавливает жесткие требования к очистке сточных вод. Суть
требований сводится к тому, что все жиры, масла, а также нефтесодержащие
субстанции, имеющиеся в стоках, должны быть удалены, а вода после очистки —
возвращена в природную среду. Сложный характер отходов, содержащих масляные
вещества, объясняет то, что процесс водоочистки состоит из нескольких этапов.
Подробнее об этих этапах читайте в статье.
Н. Протасов