НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Новые правила разработки и согласования НДС в водные объекты для водопользователей
19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246. О требованиях данного документа читайте в статье.
А.Е. Малоголовко
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО
В настоящее время все эксплуатируемые объекты размещения отходов необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию таких объектов и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов. В статье собрана полезная информация по данной теме, включая разъясняющие письма Минприроды России и Росприроднадзора.
А.П. Вихровская
Требования к созданию локальных очистных сооружений
7 декабря 2011 г. Президентом Российской Федерации был подписан «многострадальный» Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который является первым в истории законодательства Российской Федерации отраслевым законом в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный нормативно-правовой акт предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод. Одним из таких требований согласно ч. 6 с. 27 указанного Федерального закона является обязательное наличие локальных очистных сооружений у абонентов, которым установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
О.Н. Лаврухина
Изменения в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: что ждет экологию в России?
Изменения в основополагающем Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зрели уже давно. Последнее десятилетие ходили упорные слухи о надвигающихся глобальных перестройках в экологической системе, которая уже давно устарела, в ней накопилось много несоответствий и спорных моментов. К тому же российская система экологического контроля и надзора, а также охраны окружающей среды слишком сильно отличается от зарубежной. С учетом всего вышесказанного появление Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не стало большим сюрпризом для практикующих экологов нашей страны. Однако этот документ стал сильным ударом для лиц, далеких от экологических реалий, — руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, а также многих крупных предприятий — «наследников» советской эпохи как в части производства и технологий, так и в части управления.
М. Ламихова
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Попутный нефтяной газ: требования законодательства
По официальным данным, ежегодно в России на факелах сжигается около 20–25 млрд м3 попутного нефтяного газа (далее — ПНГ), а 15–20 млрд м3 используется в химической промышленности. Оптимизация обращения с ПНГ в первую очередь является задачей государственных органов власти, которая реализуется путем принятия соответствующих нормативных актов. Так, например, одним из шагов на пути к оптимизации стало принятие Правительством Российской Федерации решения повысить ставки платы за выбросы от сжигания ПНГ — основного загрязнителя в масштабах страны. По информации Минприроды России, итоги прошлого года показали, что ужесточение мер в рассматриваемой сфере дает хорошие результаты и является эффективным.
Д.С. Желябовская
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Правовое обеспечение охраны морской среды от загрязнения отходами
Освоение морских акваторий для разведки и добычи полезных ископаемых, морских исследований, создания и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, развития транспорта и других коммуникаций обусловливает актуальность норм, регламентирующих защиту морской среды от загрязнения, в т.ч. отходами производства и потребления.
Ю.В. Бабина
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Расчет класса опасности отходов вручную: проводим расчет и оформляем протокол
Напомним, что в апрельском номере журнала мы рассказывали о том, какие материалы и инструменты могут понадобиться специалисту для проведения расчета класса опасности отхода вручную — без использования специализированных программ. Статья из майского номера была посвящена общему алгоритму расчета. В июньской статье мы выясняли, какие компоненты отхода могут вызвать затруднения при поиске показателей опасности и как преодолеть эти трудности. В июльском номере речь шла о сборе первичных показателей опасности для компонентов отхода. В настоящей статье мы расставим баллы опасности по каждому показателю и займемся оформлением протокола расчета класса опасности отхода.
Д. Афанасьев
Инструкции по обращению с отходами на предприятии
Статьей 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. На филиалах компании, в которой работает автор статьи, такой контроль осуществляется на основании трех документов — Положения о производственном экологическом контроле, Инструкции по обращению с отходами производства и потребления и Инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами.
А.Л. Сивков
ВОПРОС — ОТВЕТ
Должна ли организация пересматривать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получать лимиты заново, если полигон, на котором она размещает отходы, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов?
Необходимо ли заново отправлять документы на установление границ санитарно-защитной зоны для всего предприятия, состоящего из трех пусковых комплексов, если ранее предприятием было получено постановление главного санитарного врача об установлении санитарно-защитной зоны для первого комплекса?
Какие инженерно-экологические изыскания следует провести для строительства пешеходного моста в сельской местности?
Какие запросы необходимо направлять в государственные органы в отношении «краснокнижных» животных, памятников природы и т.д. при экологических изысканиях для строительства железной дороги необщего использования?
Как определить, к какой категории в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относится предприятие?
Можно ли представлять в Росприроднадзор и использовать для расчета класса опасности отхода протоколы КХА, датированные 2005–2011 гг.? В каких случаях должны представляться протоколы биотестирования отхода?
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Обеспечение эффективного биологического удаления биогенных элементов на городских очистных сооружениях
Важность удаления из сточных вод биогенных элементов (соединений азота и фосфора) обусловлена возрастающей эвтрофикацией поверхностных водоемов, которая в значительной мере определяет экологическую ситуацию как в России, так и за рубежом. Для обеспечения требуемого качества очистки от азота и фосфора городских и близких к ним по составу производственных сточных вод экономически целесообразно использование биологической очистки.
Н.Ю. Большаков