19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России 02.06.2014 № 246 (далее — Административный регламент).
Важное нововведение содержится в п. 2 Административного регламента, согласно которому круг получателей вышеуказанной государственной услуги теперь ограничивается юридическими и физическими лицами (в т.ч. индивидуальными предпринимателями), осуществляющими водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод , выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек.
Частью 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.06.2014) установлено, что для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты должно быть в обязательном порядке оформлено соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 8 данного кодекса большинство водных объектов находится в собственности Российской Федерации. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также физическим и юридическим лицам.
Пунктом 7 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 15.05.2014; далее — Правила), определено, что организации, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование, предварительно должны обратиться в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.
Полномочие по предоставлению в пользование водных объектов, принадлежащих Российской Федерации, передано на региональный уровень и осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения водоема.
Таким образом, процесс разработки и согласования проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты (далее — НДС) для водопользователей с 19.10.2014 состоит из следующих основных этапов:
1) получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод;
2) разработка проекта НДС;
3) направление проекта НДС и сопроводительных документов к нему (в 5 экземплярах) в территориальный орган Росводресурсов (БВУ);
4) согласование НДС с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором (рассылка документов в согласующие органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно);
5) утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов (БВУ) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС;
6) получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в Росприроднадзоре[2].
Для утверждения НДС получатель государственной услуги должен представить заявление , оформленное согласно Приложению № 2 к Административному регламенту, и документы на бумажном носителе и CD-дисках:
а) 5 экземпляров проекта НДС, содержащего:
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;
- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в т.ч. дренажные, воды;
- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, полученную в соответствии с п. 11 Методики;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с п. 11 Методики;
- данные о расходе сточных, в т.ч. дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в т.ч. дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в т.ч. дренажных, вод;
- расчет НДС в соответствии с Методикой;
- результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пп. 1–8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 3 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет[3].
Таким образом, можно выделить следующие основные положения новых правил:
- все документы Заявителя теперь представляются в один государственный орган — территориальный орган Росводресурсов (его структурное подразделение) по месту осуществления сбросов сточных, в т.ч. дренажных, вод в водный объект;
- государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы;
- территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителя.
Смогут ли Росводресурсы реализовать эти положения на практике в рамках утвержденной данному федеральному органу исполнительной власти штатной численности сотрудников? Время покажет.
[1] Если пруд или обводненный карьер находится в собственности муниципального образования (это достаточно редкий случай), право пользования им осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование соответствующего органа местного самоуправления.
[2] Копии приказов об утверждении НДС ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца направляются в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Росприроднадзор).
[3] Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013), водопользователям предписано иметь схему систем водопотребления и водоотведения (п. 4 Порядка) и Программу проведения измерений качества сточных вод (п. 13 Порядка). По нашему опыту, эти документы также следует включать в проекты НДС, направляемые в территориальные органы Росводресурсов, с целью обоснования содержащейся в них информации.
Заявитель по собственной инициативе может представить сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц / сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей.