Со вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) абоненты централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) узнали о такой форме взаимодействия с организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ), как представление декларации о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация). Данный документ в короткий срок оброс заблуждениями, касающимися его назначения, формы и особенностей представления. В настоящем материале мы постараемся развенчать эти заблуждения.
Заблуждение № 1
Декларация является документом, устанавливающим для конкретного абонента ЦСВ допустимые значения сброса в ЦСВ.
Существует мнение, что указание абонентом в декларации сведений о фактических концентрациях загрязняющих веществ в составе сточных вод, превышающих установленные нормативные требования к качеству сточных вод, фактически санкционирует такой сброс, приравнивая его к разрешенному.
Указанная позиция противоречит положениям законодательства в сфере водоотведения.
Следует отметить, что назначение декларации, действительно, донести до сведения организации ВКХ информацию о фактическом качестве сточных вод абонентов. При этом предполагается, что данная информация должна быть достоверной вне зависимости от того, соответствуют сточные воды абонента нормативным требованиям к качеству сточных вод или нет.
Так, в соответствии с подп. «г» п. 128 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015; далее — Правила ХВиВ), декларация содержит в том числе концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих нормативам, лимитам и другим установленным требованиям.
Однако такое «чистосердечное признание» никоим образом не отменяет обязанность абонентов ЦСВ соблюдать установленные требования к составу и свойствам сточных вод.
Данные, отраженные в декларации, дают право организации ВКХ при определенных условиях использовать представленную абонентом информацию для исчисления платы за негативное воздействие сточных вод на ЦСВ и служат косвенным оправданием организации ВКХ перед лицом органов государственного экологического надзора за ненадлежащее качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
При этом сознательное указание в декларации недостоверных сведений о фактических концентрациях загрязняющих веществ в большинстве случаев не является решением проблемы, т.к. информация о качестве сбрасываемых в ЦСВ сточных вод, так или иначе, будет получена организацией ВКХ в рамках проведения мероприятий по контролю.