Ключевые вопросы
Накопленный вред окружающей среде: основные понятия
Выявление, оценка, учет и категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
МАСШТАБ БЕДСТВИЯ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
Проблему прошлого (накопленного) экологического ущерба (далее — ПЭУ) пытаются решить как представители науки, так и органы государственной власти вот уже на протяжении 17 лет[1].
СПРАВКА
Минприроды России совместно с Росприроднадзором и субъектами Российской Федерации в 2013 г. была проведена инвентаризация объектов ПЭУ. По итогам инвентаризации в 2013 г. выявлено 340 объектов ПЭУ, на которых накоплено 372 млн т загрязнений. Общая площадь загрязненных земель составляет 78 тыс. га.
Только в 2016 г. необходимость ликвидации прошлого (накопленного) экологического ущерба нашла свое отражение на законодательном уровне.
Так, Федеральным законом от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 254-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) в части введения нового института — накопленного вреда окружающей среде.
Указанные изменения (пп. 1, 5 ст. 3 Федерального закона № 254-ФЗ) вступают в силу 01.01.2017.
[1] Например, Госкомэкологии России было подготовлено письмо от 22.12.1999 № 03-22/24-321 «О применении рекомендаций по определению размера прошлого экологического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации» (далее — письмо № 03-22/24-321).