В настоящей статье рассмотрим основные положения разработанного Росприроднадзором проекта Приказа «Об утверждении Порядка зачета и возврата территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду»[1] (далее — проект Порядка).
Напомним, п. 2 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрена возможность возврата излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Правила), определен срок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм платы за НВОС — 3 месяца с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
КСТАТИ
Правила, в отличие от Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривают, что на основании заявления плательщика производятся как возврат, так и зачет излишне уплаченных сумм платы.
Детальный порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм платы за НВОС в Правилах не определен, что, по нашему мнению, соответствует требованиям Федерального закона № 7-ФЗ, п. 13 ст. 16.3 которого Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению правил исчисления и взимания платы за НВОС, а не порядка зачета (возврата) излишне внесенных платежей. При этом нужно учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.09.2017) начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей и принятие решений о зачете (уточнении) платежей представляют собой отдельные бюджетные полномочия администратора доходов бюджета.
Пункт 36 Правил наделил Росприроднадзор полномочием по установлению порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС, несмотря на то, что в федеральном законодательстве отсутствует указание на соответствующее полномочие федерального органа исполнительной власти.
Итак, рассмотрим основные положения разработанного Росприроднадзором проекта Порядка.
2. В случаях уплаты платы в размере, превышающем размер платы, подлежащей уплате[2], а также в случаях ошибочной уплаты платы, суммы излишне уплаченной платы подлежат зачету в счет платы будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
Данная формулировка представляется нам неудачной, поскольку словосочетание «плата, подлежащая уплате» может быть истолковано различными способами:
• сумма платы, подлежащая внесению за отчетный год и определенная на основе величины платежной базы[3] (при такой трактовке рассматриваемой формулировки проблемы не возникает);
• сумма платы, фактически внесенная с учетом требований законодательства: три квартальных авансовых платежа, размер каждого их которых равен одной четвертой части суммы платы, уплаченной за предыдущий год, плюс платеж, вносимый до 1 марта года, следующего за отчетным (если внесенные квартальные авансовые платежи уже образуют переплату (а данные платежи в соответствии с законом подлежат внесению), то «плата, подлежащая уплате» будет учитывать в себе также размер переплаты, и положение п. 2 проекта Порядка лишится смысла).
2. […]
Суммы излишне уплаченной платы не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, включая авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в счет уплаты пеней, и на срок более одного отчетного периода.
Зачет сумм излишне уплаченной платы производится по соответствующим видам платы, а также по пеням, на них начисленным.
Полагаем, что данное положение необоснованно ограничивает права хозяйствующих субъектов на зачет излишне уплаченных сумм платы, не допуская, в частности, зачет в счет уплаты квартальных авансовых платежей.