Ключевые вопросы
Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду
Ответственность за сброс на рельеф
Регулируемые виды негативного воздействия на окружающую среду
Сброс загрязняющих веществ, как и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).
При этом плата за НВОС взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ:
• негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
• вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Ранее к видам НВОС относились:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий;
• иные виды НВОС.
Сегодня из видов НВОС, за которые взимается плата, сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади исключен[1].
Таким образом, сброс на рельеф — это вид негативного воздействия, но обязанность вносить плату за НВОС при сбросе на рельеф законодательно не установлена.
В Водном кодексе Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018; далее — ВК РФ) понятие сброса на рельеф (на водосборную площадь) также отсутствует.
В статье 44 ВК РФ для целей сброса сточных вод рассматривается только использование водных объектов. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 ВК РФ).
Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти (п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).
Порядок получения разрешения на сброс утвержден только в части сброса в водные объекты[2].
Порядок выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности) не установлен.
Для получения разрешения на сброс заявитель должен представить нормативы допустимого сброса (далее — НДС), утвержденные в установленном порядке для каждого выпуска сточных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных вод, оформленных в установленном порядке (п. 13 Административного регламента).
Методика разработки НДС утверждена только для сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты[3].
Методика установления и порядок утверждения НДС для сброса на водосборные площади (рельеф местности) отсутствует.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Получить разрешение на сброс на рельеф (на водосборные площади) сегодня невозможно ввиду отсутствия нормативной базы.
В письме от 20.02.2014 № СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» Росприроднадзор разъяснил, что территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности)[4]. Согласно письму Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.
Ответственность за сброс на рельеф
В случае сброса на рельеф природопользователю грозит:
• привлечение к административной ответственности[5] с наказанием вплоть до приостановления деятельности;
• предъявление иска о возмещении вреда почвам[6];
• прекращение такого сброса решением суда.
Приведем примеры судебных актов по каждому виду ответственности за сброс на рельеф.
[1] См. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент).
[3] См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную Приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 (в ред. от 31.07.2018).
[4] Аналогичный вывод содержится в письме Росприроднадзора от 18.11.2014 № СМ-08-02-32/18383 «О сбросе сточных вод на водосборные площади».
[5] См. чч. 8.6 и 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 11.10.2018).
[6] См. ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.08.2018); Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 (в ред. от 31.03.2015).