01.10.2019 истек срок подачи заявлений об установлении или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ). С 01.01.2020 такие СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. При этом не все правообладатели объектов, в отношении которых устанавливаются СЗЗ, успели подать заявления, и им придется начинать процедуру установления СЗЗ сначала. В чем особенности разработки проекта СЗЗ и какие трудности возникают при его согласовании?
15.03.2018 вступили в силу Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования СЗЗ, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
С момента вступления в силу данного документа СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) действуют в части, не противоречащей Правилам.
Также отметим, что в январе 2019 г. на портале regulation.gov.ru был размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — проект Положения). Проектом Положения актуализируется действующий в настоящее время механизм установления СЗЗ, однако при этом появляется много спорных моментов.
Объекты, для которых устанавливаются СЗЗ
СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (абз. 2 п. 1 Правил).
Под превышением санитарно-эпидемиологических требований органы Роспотребнадзора понимают формирование за контуром объекта значений приземных концентраций свыше 1 ПДК/ПДУ (0,8 ПДК, если за контуром объекта располагаются места массового отдыха населения, территории размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации).
Представленные нормы кардинально отличаются от требований проекта Положения, в котором фигурируют значения 0,1 ПДК/ПДУ.
К сведению
В настоящее время нет четкого определения понятия «контур объекта». Под контуром объекта Роспотребнадзор предлагает понимать[1]:
• границу земельного участка, принадлежащего объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, внесенного в ЕГРН[2] в соответствии с видом разрешенного использования;
• границу объекта (здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса), в т.ч. когда земельный участок для ведения хозяйственной деятельности соответствующего объекта не оформлен в установленном порядке и не внесен в ЕГРН.
Если за контурами объектов химическое, физическое и (или) биологическое воздействие не превышает санитарно-эпидемиологических требований (т.е. составляет менее 1 ПДК/ПДУ) установление СЗЗ не требуется. Проектом СЗЗ в данном случае обосновывается отсутствие необходимости устанавливать СЗЗ.
По убеждениям органов Роспотребнадзора, правообладатели объектов в любом случае должны подтвердить отсутствие необходимости установления СЗЗ натурными исследованиями (измерениями) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух.
Требования к содержанию проекта СЗЗ
Требования к содержанию проекта СЗЗ можно разделить на общие и основные.