Отдаем журнал бесплатно!

Расчет шума от железнодорожного транспорта

Ключевые вопросы

Исходные данные для определения шумового воздействия от железнодорожного транспорта

Алгоритм и формулы расчета

Пример расчета и «умная» таблица для его автоматизации

 

Экологи-транспортники часто сталкиваются с определением шумового воздействия от железнодорожного транспорта. Документами, регламентирующими данный вид расчетов, на сегодняшний день являются:

• ГОСТ 33325-2015 «Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом» (далее — ГОСТ 33325-2015);

• СП 276.1325800.2016 «Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков»;

• СП 338.1325800.2018 «Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий».

Целью данных методик является оценка акустического воздействия, оказываемого на нормируемые территории (школы, детские сады, зоны отдыха, жилая застройка, парки), для определения необходимых мероприятий по снижению шума.

В настоящей статье рассмотрим особенности расчета по основному и, пожалуй, наиболее универсальному документу — ГОСТ 33325-2015.

Исходные данные

Если перед вами не стоит задача выполнить оценку воздействия от железнодорожных линий с курсирующими высокоскоростными поездами, тогда смело выполняйте расчет по ГОСТ 33325-2015. Как правило, в железнодорожном проектировании, особенно в населенных пунктах, границами проектирования являются участки путей между пикетами.

На заметку

Рекомендуем сразу обратить внимание на окружающую обстановку в радиусе 200–250 м на предмет наличия природоохранных ограничений, зон с особыми условиями использования территорий и нормируемых территорий.

Для начала можно определить расчетную точку на ближайшем к железнодорожным путям нормируемом объекте. Как правило, для малоэтажной застройки определяющей высотой расчета является высота 1,5 м, для многоэтажной застройки — 4 м и до самой кровли с шагом в 2–3 м.

Для того чтобы правильно рассчитать акустические характеристики линейного источника шума, необходимо запросить расписание поездов на рассматриваемом участке для дневного и ночного времени суток в случае круглосуточной работы участка или остановочного пункта. Расписание должно отражать по каждому часу суток количество проезжающих поездов разных типов.

 

Существует 5 типов поездов:

• пассажирские;

• моторвагонные (как правило, с дизельным мотором либо на электрической тяге);

• грузовые;

• скоростные;

• высокоскоростные.

Для каждого часа необходимо также определить скоростные и временные характеристики проезда — среднюю скорость движения поездов (км/ч), длину состава (м) и время проезда (с). Скорости движения можно запрашивать у технологов, выполняющих тяговые расчеты вдоль путей.

Для расчета также необходимо выяснить конструкцию шпал путей (из железобетона, дерева или просто бетона) и радиус кривизны путей (может быть более 650 м, менее 300 м или в диапазоне 300–650 м).

Алгоритм расчета

Все расчеты выполняем по каждому пути, т.е. при многопутной железной дороге каждый путь считаем отдельным линейным источником шума.

Обратите внимание

Если есть желание, можете попрактиковаться в самостоятельном расчете шума от железнодорожного транспорта, но лучше, конечно, автоматизировать расчеты — для этого предлагаем скачать «умную» таблицу. После ввода данных во вкладках «исходные данные —день» и «исходные данные — ночь» нужно занести данные в столбцы E11:L11 (выделены зеленым для наглядности). Когда данные занесены, можно открывать вкладку «результаты» (соответствующего временного интервала), в которой определится шум по октавам, а также эквивалентный и максимальный уровни звука.

 

Д.И. Орехов, главный специалист-эколог ООО «Желдорпроект»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Расчет шума от железнодорожного транспорта

Ключевые вопросы

Исходные данные для определения шумового воздействия от железнодорожного транспорта

Алгоритм и формулы расчета

Пример расчета и «умная» таблица для его автоматизации

 

Экологи-транспортники часто сталкиваются с определением шумового воздействия от железнодорожного транспорта. Документами, регламентирующими данный вид расчетов, на сегодняшний день являются:

• ГОСТ 33325-2015 «Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом» (далее — ГОСТ 33325-2015);

• СП 276.1325800.2016 «Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков»;

• СП 338.1325800.2018 «Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий».

Целью данных методик является оценка акустического воздействия, оказываемого на нормируемые территории (школы, детские сады, зоны отдыха, жилая застройка, парки), для определения необходимых мероприятий по снижению шума.

В настоящей статье рассмотрим особенности расчета по основному и, пожалуй, наиболее универсальному документу — ГОСТ 33325-2015.

Исходные данные

Если перед вами не стоит задача выполнить оценку воздействия от железнодорожных линий с курсирующими высокоскоростными поездами, тогда смело выполняйте расчет по ГОСТ 33325-2015. Как правило, в железнодорожном проектировании, особенно в населенных пунктах, границами проектирования являются участки путей между пикетами.

На заметку

Рекомендуем сразу обратить внимание на окружающую обстановку в радиусе 200–250 м на предмет наличия природоохранных ограничений, зон с особыми условиями использования территорий и нормируемых территорий.

Для начала можно определить расчетную точку на ближайшем к железнодорожным путям нормируемом объекте. Как правило, для малоэтажной застройки определяющей высотой расчета является высота 1,5 м, для многоэтажной застройки — 4 м и до самой кровли с шагом в 2–3 м.

Для того чтобы правильно рассчитать акустические характеристики линейного источника шума, необходимо запросить расписание поездов на рассматриваемом участке для дневного и ночного времени суток в случае круглосуточной работы участка или остановочного пункта. Расписание должно отражать по каждому часу суток количество проезжающих поездов разных типов.

 

Существует 5 типов поездов:

• пассажирские;

• моторвагонные (как правило, с дизельным мотором либо на электрической тяге);

• грузовые;

• скоростные;

• высокоскоростные.

Для каждого часа необходимо также определить скоростные и временные характеристики проезда — среднюю скорость движения поездов (км/ч), длину состава (м) и время проезда (с). Скорости движения можно запрашивать у технологов, выполняющих тяговые расчеты вдоль путей.

Для расчета также необходимо выяснить конструкцию шпал путей (из железобетона, дерева или просто бетона) и радиус кривизны путей (может быть более 650 м, менее 300 м или в диапазоне 300–650 м).

Алгоритм расчета

Все расчеты выполняем по каждому пути, т.е. при многопутной железной дороге каждый путь считаем отдельным линейным источником шума.

Обратите внимание

Если есть желание, можете попрактиковаться в самостоятельном расчете шума от железнодорожного транспорта, но лучше, конечно, автоматизировать расчеты — для этого предлагаем скачать «умную» таблицу. После ввода данных во вкладках «исходные данные —день» и «исходные данные — ночь» нужно занести данные в столбцы E11:L11 (выделены зеленым для наглядности). Когда данные занесены, можно открывать вкладку «результаты» (соответствующего временного интервала), в которой определится шум по октавам, а также эквивалентный и максимальный уровни звука.

 

Д.И. Орехов, главный специалист-эколог ООО «Желдорпроект»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2020.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам