Тема установления санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ), разработки и согласования проектов СЗЗ в отношении различных объектов хозяйственной деятельности является одной из самых дискуссионных. В статье поговорим о правовых основах, ответственности, проблемах при установлении СЗЗ, а также приведем позиции участников процесса — природопользователей, Роспотребнадзора и судов.
Правовые основы
Правовая форма установления СЗЗ как защитного барьера выражена в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать земельное, градостроительное, санитарное и природоохранное законодательство РФ:
№ п/п |
НПА |
Сокращение в статье |
1 |
Конституция РФ |
Конституция РФ |
2 |
Земельный кодекс РФ |
ЗК РФ |
3 |
Градостроительный кодекс РФ |
ГрК РФ |
4 |
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» |
Федеральный закон № 52-ФЗ |
5 |
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» |
Федеральный закон № 323-ФЗ |
6 |
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» |
Федеральный закон № 7-ФЗ |
7 |
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
Федеральный закон № 96-ФЗ |
8 |
Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Федеральный закон № 342-ФЗ |
9 |
Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
Федеральный закон № 455-ФЗ |
10 |
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». С 31.12.2019 пп. 6, 23–25 Правил № 222 признаны временно не действующими (см. Федеральный закон № 455-ФЗ) |
Постановление № 222, Правила № 222 |
11 |
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Действуют в части, не противоречащей Постановлению № 222 |
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 |
12 |
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Не содержат требований, касающихся установления СЗЗ и режимов их использования, но содержат нормы, косвенно влияющие на ситуацию |
СанПиН 2.1.3684-21 |
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией РФ, и регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — результат обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил, в т.ч. предусматривающих установление СЗЗ вокруг объектов и производств — источников воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Виды ответственности
Неустановление СЗЗ является нарушением пп. 2 и 3 Постановления № 222, п. 14 Правил № 222, пп. 2.1–2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ; рис. 1).