В сентябре наш автор Н.С. Беляева (генеральный директор ООО «Дельфи», эксперт научно-технического совета Росприроднадзора) провела для читателей журнала вебинар по теме «Вторичное сырье и побочный продукт: кто есть кто, их неочевидные плюсы и минусы». Поступило много вопросов от слушателей, на некоторые из них лектор дала ответы во время вебинара, на оставшиеся — начала отвечать в прошлом номере[1] и продолжила в этой статье.
Используемые сокращения
Закон № 7-ФЗ — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 04.08.2023).
ПЭК — производственный экологический контроль.
Требования № 109 — Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (в ред. от 24.03.2023).
ТУ — технические условия.
Что необходимо учесть в договоре на продажу побочных продуктов, чтобы избежать санкций со стороны природоохранного законодательства?
Программа ПЭК, помимо сведений, указанных в п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, содержит сведения о побочных продуктах производства, в т.ч. информацию о видах таких продуктов производства, об объемах и дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи.
Раздел 5 «Сведения о побочных продуктах производства» программы ПЭК должен содержать[2]:
• перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;
• показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;
• периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;
• планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;
• планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);
• сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие информацию о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
• сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
Следовательно, в заключаемых договорах сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления могут как содержаться, так и не содержаться. Но если у вас есть такая информация, то отразите ее в договоре.
Какие технические документы достаточно разработать для передачи побочной продукции третьему лицу? В письме Минприроды России сказано: ГОСТ, ТУ, сертификат соответствия.
Минприроды России, не являясь регулятором в области технического регулирования, высказало в письме от 31.03.2023 № 25-47/11570 «О побочных продуктах производства» свою позицию, которая при этом не может быть принята вами на веру просто потому, что вы получили ответ из Министерства.
В разных письмах, которые писало Минприроды России, по-разному описывается процедура стандартизации. Например:
• в письме от 16.03.2023 № 25-47/9247 «Об обращении с вторичными материальными ресурсами» Минприроды России акцентирует внимание еще и на таком факторе, как учетная политика предприятия, разрабатываемая и утверждаемая в соответствии с Законом № 402-ФЗ[3], в которой предприятие вправе определить порядок учета образования или целевого использования побочного продукта;
• в письме от 15.08.2023 № 25-47/30180 «О рассмотрении обращений» говорится: «в случае передачи иным лицам такая побочная продукция производства должна быть стандартизирована в установленном порядке».
Таким образом, не стоит выстраивать обоснование соответствия образованных веществ, материалов и (или) предметов на письмах Минприроды России. Необходимо воспользоваться всем инструментарием, который предложен в Законе № 184-ФЗ[4], Налоговом кодексе РФ, Законе № 402-ФЗ, ФСБУ 5/2019 «Запасы», отдельных Постановлениях Госкомстата РФ[5].\
Заготовленный и спрессованный картон больше не может называться вторичным сырьем?
Да, все верно. Вторичным сырьем спрессованный картон может стать только если вы, проводя отнесение образованного отхода к вторичным ресурсам, выполнили действия (работы) по доведению образованного картона до требований макулатурного сырья, которые предъявляются к продукции либо государственным стандартом, либо техническими условиями (вашими или покупателя).
Далее дали ответы на следующие вопросы:
• В программе ПЭК сведения о побочном продукте сейчас можно указывать в свободной форме?
• В технологическом процессе образуются основной продукт и второстепенный, который никогда не относился к отходам. Последний в нынешних реалиях должен быть отнесен к побочной продукции с включением во всю природоохранную отчетность?
• Если ГОСТ 10700-97 гласит, что указанная марка макулатуры — это отход, то как вывести макулатуру из журнала учета? Например, организация образует или принимает отходы картона, имея лицензию на обращение с отходами, сортирует по маркам, кипует согласно ГОСТу, получает макулатуру и продает ее на фабрики в качестве сырья. Но если по ГОСТу макулатура — отход, то на какой стадии будет утилизация и как и на каком этапе макулатура уйдет из журнала учета?
• Росприроднадзор читает п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ как самостоятельное определение узко: отход или побочный продукт. Гражданский кодекс РФ говорит широко: собственник сам определяет, как использовать свое имущество. Возможно ли ссылаться на п. 1 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ и утверждать, что эта статья разрешает определять собственнику, что образовалось — отход или не отход?
[1] См. Беляева Н.С. Блиц по теме «Вторичное сырье и побочный продукт» // Справочник эколога. 2023. № 10. С 35–39.
[2] Пункт 6(1) Требований № 109.
[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 05.12.2022).
[4] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 02.07.2021).
[5] См.:
– Унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66;
– Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100;
– Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.