С 01.09.2024 природоохранное законодательство претерпело ряд значительных изменений. Рассмотрим ключевые изменения по обращению с отходами и дадим практические рекомендации.
Учет отходов
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ[1]).
Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок учета отходов) утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (в ред. от 13.12.2023).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I–IV категории, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом (п. 3 Порядка учета отходов).
Так, с 01.09.2024 действует Приказ № 825[2], который внес изменения в Порядок учета отходов (далее — Изменения № 825).
Стоит отметить, что в соответствии с п. 5 Порядка учета отходов материалы и данные учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
· обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
· подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
· заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;
· расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов);
· оформлении первичных учетных документов при передаче другим лицам отходов[3].
Изменениями № 825 учтена необходимость ведения учета отходов для оформления бухгалтерских документов.
Так, обязательными реквизитами первичного учетного документа согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ[4] являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Материалы учета отходов позволяют оформить данные первичные документы.
Также в соответствии с Изменениями № 825 уточнена процедура измерения количества переданных и полученных отходов (п. 8 Порядка учета отходов):
· учет количества переданных другим лицам отходов ведется на основании измерений фактического количества или с применением расчетных методов измерений массы отходов, передаваемых другим лицам;
· учет количества полученных от других лиц отходов ведется на основании счетов-фактур, платежных документов, товарных накладных, транспортных накладных, товарно-транспортных накладных и других документов принимаемых к учету отходов.
При этом данные об учете отходов могут подтверждаться результатами ежегодной годовой инвентаризации имущества и обязательств в соответствии с Положением № 34н[5].
Важным изменением являются новые требования по округлению количества отходов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В соответствии с п. 10 Порядка учета отходов все значения количества отходов учитываются в единицах массы в тоннах с точностью до трех знаков после запятой. Ранее количество отходов IV и V классов опасности округлялись с точностью до одного знака после запятой.
Данный факт округления количества отходов необходимо принять для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме этого, в соответствии с Изменениями № 825 уточнились требования по обобщению данных учета отходов (п. 11 Порядка учета отходов):
· до 01.01.2025 обобщение данных об учете отходов осуществляется за календарный год в срок не позднее 25 января года, следующего за указанным периодом;
· с 01.01.2025 обобщение данных об учете отходов осуществляется ежемесячно, ежеквартально и за календарный год в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за указанными периодами. Данные об учете за квартал, шесть и девять месяцев, а также за календарный год обобщаются нарастающим итогом.
Данные об учете отходов за месяц являются оперативными и используются для формирования оперативной информации об обращении с отходами.
При этом в соответствии с Изменениями № 825 была преобразована табл. 4 «Данные учета полученных от других лиц отходов» Порядка учета отходов, а именно скорректированы цели получения отходов: был удален столбец «для накопления и последующей передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам».
Таким образом, хозяйствующим субъектам необходимо внимательно изучить Изменения № 825, так как учет отходов является базовым требованием для организации дальнейшей работы по обращению с отходами.
Правильный выстроенный процесс учета отходов позволит избежать привлечения к административной ответственности (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ).
Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
· на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.;
· индивидуальных предпринимателей — от 40 000 до 60 000 руб.;
· на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.
[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 08.08.2024).
[2] Приказ Минприроды России от 13.12.2023 № 825 «О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. № 1028».
[3] Добавлено п. 2 Изменений № 825.
[4] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 12.12.2023).
[5] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018).