Первичный учет отходов на предприятии — одна из наболевших тем в области обращения с отходами. Что делать хозяйствующим субъектам, в составе которых имеется несколько структурных подразделений? Нужно ли вести учет отходов в каждом из этих подразделений?
Штатные экологи знают, что образование и дальнейшее обращение с отходами должны быть задокументированы и учтены в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами (далее — Порядок), утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Приказ № 721). Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов[1].
Материалы первичного учета используются при проведении инвентаризации отходов, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), технического отчета по обращению с отходами[2] , отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства)[3], подготовке отчетности по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» , расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду[4] (в части размещения отходов).
В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:
- технической и технологической документации;
- бухгалтерской документации;
- актов приема-передачи;
- договоров.
Учету подлежат все виды отходов I–V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем[5] за учетный период.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года) и очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Согласно первоначальному тексту Порядка данные учета нужно было оформлять в соответствии с приложениями № 1, 2, 3, 4 к Порядку, а именно:
- «Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению индивидуального предпринимателя и юридического лица» (приложение № 1);
- «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом» (приложение № 2);
- «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (приложение № 3);
- «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица» (приложение № 4).
Таким образом, Порядком было предусмотрено ведение учета отходов не только юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), но и его структурными подразделениями (для этих целей была предназначена таблица из приложения № 1 к Порядку):
Извлечение
из Порядка
(до внесения изменений)
[…]
10. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка)[6] юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала).
[…]
[1] При этом действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
[2] О разработке данного отчета см.: Колчина Е.Н. Составление технического отчета по обращению с отходами // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 69–71 (прим. редакции).
[3] О представлении данной отчетности см.:
– Комментарий к письму Росприроднадзора от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991 «О направлении разъяснений» // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 35–39;
– Севрюгина В.В. Нарушение требований законодательства при представлении отчетности по отходам // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 64–67 (прим. редакции).
[4] Подробнее о расчете платы см.:
– Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56 (https://www.profiz.ru/eco/1_2015/plata_NVOS/);
– Сивков А.Л. Кто так пишет?! Размышления о проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью внесения» // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 51–68 (https://www.profiz.ru/eco/5_2015/proekt_plata/) (прим. редакции).
[5] Напоминаем, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Подробнее см.:
– Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2-15. № 10. С. 15–27 (https://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/);
– Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (https://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/).
[6] Выделено автором.