Отдаем журнал бесплатно!

Новые требования к операторам по обращению с ТКО: проект Постановления Правительства РФ

Не первый год в стране идет реформа в области обращения с отходами. Государство, отдав большую часть забот в руки бизнеса, пытается сформировать систему контроля за деятельностью операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО). Важнейшая задача на ближайшую перспективу — сделать так, чтобы ТКО всегда попадали на объект обработки или размещения. Необходимо исключить любые возможности водителя каждого конкретного мусоровоза отклониться от заданного маршрута. Помощь в этом нелегком деле оказывают современные технологии.

 

Минстрой России подготовил проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»[1] (далее — разработчик, проект акта). Проект акта разработан во исполнение п. 2 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов по поручению Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 № АХ-П10-18пр (далее — поручение), согласно которому необходимо установить:

• требования по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозку ТКО, навигационным оборудованием;

• требования к системам весового контроля и системам фото- и видеосъемки на объектах размещения отходов (далее — ОРО).

Проектом акта предлагается установить обязанность операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, до 01.01.2019 оборудовать используемые ими объекты средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО.

 

Извлечение
из проекта акта

[…]
«автоматическая система контроля и учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов[2] — комплекс технического оборудования и программного обеспечения, включающий в себя средства измерения массы твердых коммунальных отходов и средства фото- и видеофиксации, и обеспечивающий передачу в автоматическом режиме информацию в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров, посредством информационных подсистем, обеспечивающих взаимодействие с иными информационными системами»;
[…]

 

При этом в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) требование по оснащению объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО, отсутствуют. Более того, в Федеральном законе № 89-ФЗ не употребляется понятие автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО.

По оценке разработчика, предлагаемое регулирование затронет интересы более 100 тысяч участников — операторов по обращению с ТКО. Однако анализ расходов субъектов регулирования разработчиком проведен не был. Открытые данные сети Интернет не содержат информации о возможной стоимости данного оборудования и объемах его производства. Указанные причины не позволяют оценить объем предложения такого оборудования на российском и/или зарубежном рынке. В случае недостаточного предложения вступление в силу проекта акта может спровоцировать резкое увеличение спроса и, как следствие, повышение цены на такое оборудование.

 

Кроме того, проектом акта предусматривается 4-месячный срок утверждения требований к автоматической системе контроля и учета объема и (или) массы ТКО после вступления его в силу. В случае принятия проекта акта в ближайшее время требования к таким системам должны быть установлены не раньше февраля-марта 2018 г., следовательно, хозяйствующие субъекты меньше чем за один год должны закупить необходимое оборудование и обеспечить его запуск в эксплуатацию. Таким образом, предлагаемый срок исполнения обязанности (до 01.01.2019) может быть не только недостаточным, но и нецелесообразным.

Кроме того, неясен механизм взаимодействия автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО с Единой государственной информационной системой учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ, система). Согласно подп. 5.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 11.07.2016), функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Росприроднадзор. При этом найти открытую часть ЕГИС УОИТ не так-то просто: известные поисковики сети Интернет ссылку на адрес системы не выдают.

Выйти на нужный адрес можно через официальный сайт Росприроднадзора[3]: Деятельность — Разрешительная и учетная деятельность — Регулирование в сфере обращения с отходами — Объекты размещения отходов — Государственный реестр объектов размещения отходов. И только после такого долгого поиска сайт открывает страничку системы[4].

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для входа в систему необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги»[5].

 

ЕГИС УОИТ (в открытой части) в настоящее время является реестровой базой, позволяющей в поле поиска заполнить нужный ОРО/вид отхода/номер лицензии и получить минимум информации по запросу. Плюсом системы является возможность проверки лицензии контрагента, минусами — невозможность выгрузки информации в виде таблицы или иного документа, невозможность копирования информации, отсутствие данных об общем числе сведений, количестве реестровых записей, невозможность сортировки и выборки нескольких реестровых записей. Вместе с тем передача данных в режиме «онлайн» по каждому объекту обработки, обезвреживания и захоронения ТКО потребует совсем других мощностей и функций системы.

Однако на основе одного проекта акта выстроить полноценную систему управления обращения с ТКО невозможно. Минприроды России и Минтранс России также отвечают за свой блок работы согласно поручению. Так, Минприроды России поручено разработать:

• проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров"» в части установления возможности сбора и обработки информации о маршрутах перевозки ТКО с бортовых устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также устройств видеосъемки;

• проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов»[6].

 

КСТАТИ

Норма о необходимости установления требований к объектам размещения ТКО действует почти два года — с 01.01.2016, но до настоящего времени соответствующий приказ не принят.

 

Напомним, что ранее Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» было установлено требование о необходимости оснащения автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Это означает, что всем операторам по обращению с ТКО необходимо установить бортовой контроллер для определения местоположения транспорта на каждое используемое транспортное средство. Такая мера позволит проконтролировать выполнение новых правил уборки ТКО и минимизировать число несанкционированных свалок.

В свою очередь, Минтранс России должен установить требования:

• об оборудовании сторонними устройствами транспортных средств массой менее 12 т;

• по приему и обработке системой «Платон» информации со сторонних бортовых устройств, устройств автоматического учета ТКО, устройств фото- и видеосъемки, а также возможности передачи информации в ЕГИС УОИТ;

• об определении федеральными органами исполнительной власти требований к системам передачи данных в установленной сфере деятельности.

В интервью для ТАСС замглавы Минтранса России Е. Дитрих отметил эффективность системы взимания платы «Платон» в борьбе с незаконными свалками. Замминистра заметил, что на большинстве мусоровозов уже установлены бортовые устройства «Платон»[7].

 

К СВЕДЕНИЮ

«Платон» — государственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Тариф «Платона» с 15.04.2017 составляет 1,9 руб./км.

 

Стоит обратить внимание, что все указанные нововведения операторы по обращению с ТКО будут оплачивать самостоятельно. Вместе с тем их расходы и возможный рост тарифа на вывоз ТКО для населения подсчитаны не были.

 

 

[2] Выделено автором.

[6] Указанный проект ищите по ссылке regulation.gov.ru/projects#npa=61311, а его анализ см.: Бабич М.Е. Требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов: проект Приказа Минприроды России // Справочник эколога. 2017. № 4. С. 28–33.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Новые требования к операторам по обращению с ТКО: проект Постановления Правительства РФ

Не первый год в стране идет реформа в области обращения с отходами. Государство, отдав большую часть забот в руки бизнеса, пытается сформировать систему контроля за деятельностью операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО). Важнейшая задача на ближайшую перспективу — сделать так, чтобы ТКО всегда попадали на объект обработки или размещения. Необходимо исключить любые возможности водителя каждого конкретного мусоровоза отклониться от заданного маршрута. Помощь в этом нелегком деле оказывают современные технологии.

 

Минстрой России подготовил проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»[1] (далее — разработчик, проект акта). Проект акта разработан во исполнение п. 2 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов по поручению Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 № АХ-П10-18пр (далее — поручение), согласно которому необходимо установить:

• требования по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозку ТКО, навигационным оборудованием;

• требования к системам весового контроля и системам фото- и видеосъемки на объектах размещения отходов (далее — ОРО).

Проектом акта предлагается установить обязанность операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, до 01.01.2019 оборудовать используемые ими объекты средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО.

 

Извлечение
из проекта акта

[…]
«автоматическая система контроля и учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов[2] — комплекс технического оборудования и программного обеспечения, включающий в себя средства измерения массы твердых коммунальных отходов и средства фото- и видеофиксации, и обеспечивающий передачу в автоматическом режиме информацию в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров, посредством информационных подсистем, обеспечивающих взаимодействие с иными информационными системами»;
[…]

 

При этом в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) требование по оснащению объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО средствами измерения массы ТКО, являющимися неотъемлемой частью автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО, отсутствуют. Более того, в Федеральном законе № 89-ФЗ не употребляется понятие автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО.

По оценке разработчика, предлагаемое регулирование затронет интересы более 100 тысяч участников — операторов по обращению с ТКО. Однако анализ расходов субъектов регулирования разработчиком проведен не был. Открытые данные сети Интернет не содержат информации о возможной стоимости данного оборудования и объемах его производства. Указанные причины не позволяют оценить объем предложения такого оборудования на российском и/или зарубежном рынке. В случае недостаточного предложения вступление в силу проекта акта может спровоцировать резкое увеличение спроса и, как следствие, повышение цены на такое оборудование.

 

Кроме того, проектом акта предусматривается 4-месячный срок утверждения требований к автоматической системе контроля и учета объема и (или) массы ТКО после вступления его в силу. В случае принятия проекта акта в ближайшее время требования к таким системам должны быть установлены не раньше февраля-марта 2018 г., следовательно, хозяйствующие субъекты меньше чем за один год должны закупить необходимое оборудование и обеспечить его запуск в эксплуатацию. Таким образом, предлагаемый срок исполнения обязанности (до 01.01.2019) может быть не только недостаточным, но и нецелесообразным.

Кроме того, неясен механизм взаимодействия автоматической системы контроля и учета объема и (или) массы ТКО с Единой государственной информационной системой учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ, система). Согласно подп. 5.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 11.07.2016), функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Росприроднадзор. При этом найти открытую часть ЕГИС УОИТ не так-то просто: известные поисковики сети Интернет ссылку на адрес системы не выдают.

Выйти на нужный адрес можно через официальный сайт Росприроднадзора[3]: Деятельность — Разрешительная и учетная деятельность — Регулирование в сфере обращения с отходами — Объекты размещения отходов — Государственный реестр объектов размещения отходов. И только после такого долгого поиска сайт открывает страничку системы[4].

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для входа в систему необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги»[5].

 

ЕГИС УОИТ (в открытой части) в настоящее время является реестровой базой, позволяющей в поле поиска заполнить нужный ОРО/вид отхода/номер лицензии и получить минимум информации по запросу. Плюсом системы является возможность проверки лицензии контрагента, минусами — невозможность выгрузки информации в виде таблицы или иного документа, невозможность копирования информации, отсутствие данных об общем числе сведений, количестве реестровых записей, невозможность сортировки и выборки нескольких реестровых записей. Вместе с тем передача данных в режиме «онлайн» по каждому объекту обработки, обезвреживания и захоронения ТКО потребует совсем других мощностей и функций системы.

Однако на основе одного проекта акта выстроить полноценную систему управления обращения с ТКО невозможно. Минприроды России и Минтранс России также отвечают за свой блок работы согласно поручению. Так, Минприроды России поручено разработать:

• проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров"» в части установления возможности сбора и обработки информации о маршрутах перевозки ТКО с бортовых устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также устройств видеосъемки;

• проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов»[6].

 

КСТАТИ

Норма о необходимости установления требований к объектам размещения ТКО действует почти два года — с 01.01.2016, но до настоящего времени соответствующий приказ не принят.

 

Напомним, что ранее Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» было установлено требование о необходимости оснащения автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Это означает, что всем операторам по обращению с ТКО необходимо установить бортовой контроллер для определения местоположения транспорта на каждое используемое транспортное средство. Такая мера позволит проконтролировать выполнение новых правил уборки ТКО и минимизировать число несанкционированных свалок.

В свою очередь, Минтранс России должен установить требования:

• об оборудовании сторонними устройствами транспортных средств массой менее 12 т;

• по приему и обработке системой «Платон» информации со сторонних бортовых устройств, устройств автоматического учета ТКО, устройств фото- и видеосъемки, а также возможности передачи информации в ЕГИС УОИТ;

• об определении федеральными органами исполнительной власти требований к системам передачи данных в установленной сфере деятельности.

В интервью для ТАСС замглавы Минтранса России Е. Дитрих отметил эффективность системы взимания платы «Платон» в борьбе с незаконными свалками. Замминистра заметил, что на большинстве мусоровозов уже установлены бортовые устройства «Платон»[7].

 

К СВЕДЕНИЮ

«Платон» — государственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Тариф «Платона» с 15.04.2017 составляет 1,9 руб./км.

 

Стоит обратить внимание, что все указанные нововведения операторы по обращению с ТКО будут оплачивать самостоятельно. Вместе с тем их расходы и возможный рост тарифа на вывоз ТКО для населения подсчитаны не были.

 

 

[2] Выделено автором.

[6] Указанный проект ищите по ссылке regulation.gov.ru/projects#npa=61311, а его анализ см.: Бабич М.Е. Требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов: проект Приказа Минприроды России // Справочник эколога. 2017. № 4. С. 28–33.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2017.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам