Экологи уже привыкли к тому, что подзаконные акты, реализующие нормы федерального законодательства, приходится ждать годами. И даже если заветный документ появляется, далеко не всегда он сразу начинает работать. Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341 (далее — Порядок № 341, Приказ № 341), — документ, выхода которого мы ждали четыре года.
В последние несколько месяцев режим работы законотворцев явно ускорился. Проекты актов и утвержденные документы выходят из-под их пера буквально пачками. Это связано с тем, что в 2019 г. грядут большие изменения в системе нормирования и контроля и нужно успеть подготовить базу для реализации положений законодательства[1]:
Извлечение
из Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
(в ред. от 13.07.2015)[2]
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
[…]
утверждение методов определения предельно допустимых выбросов;
установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
формирование и ведение перечней методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Для реализации указанных положений Федерального закона № 96-ФЗ Минприроды России должно было утвердить методы определения предельно допустимых выбросов, порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов, а также порядок формирования и ведения перечней методик расчета выбросов.
Постепенно в сфере нормирования выбросов загрязняющих веществ появлялись документы, которые закрывали бреши в законодательстве.
Методы определения предельно допустимых выбросов
В настоящее время на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Приказа Минприроды России «Об утверждении методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух»[3].
Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов
В 2016 г. вышло Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (далее — Постановление № 422, Правила № 422).
В соответствии с п. 2 Приказа № 341 методики расчета, утвержденные до вступления в силу Постановления № 422 и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений согласно п. 3 Порядка № 341.
Проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет ни одной методики расчета, утвержденной Минприроды России в установленном порядке, за исключением Перечня документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 2001–2002 годах (утв. МПР РФ 25.04.2001).
До 2009 г. Минприроды России обладало полномочиями по ведению подобных перечней расчетных методик, однако Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1052 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» функция по разработке и утверждению инструкций по определению состава и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, из полномочий Минприроды России была исключена.
С 2009 г. обязательства по формированию ежегодных перечней взяла на себя ныне коммерческая, а ранее подведомственная Минприроды России организация — ОАО «НИИ Атмосфера». Каждый год она утверждала перечни методик и размещала их на своем сайте в свободном доступе. В перечне приводились методики расчета, рекомендуемые ОАО «НИИ Атмосфера» для проведения инвентаризации выбросов. Однако указанные перечни с самого начала могли быть лишь рекомендацией и не обладали никаким правовым статусом, хотя и сослужили хорошую службу в течение многих лет всем разработчикам проектной документации.
В 2011 г. в связи с неясной ситуацией относительно легитимности используемых методик расчета Минприроды России выпустило письмо от 03.08.2011 № 13-47/11470 «О перечне методик расчета выбросов загрязняющих веществ, используемых при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (далее — письмо № 13-47/11470):
[…]
Полагаем, что до утверждения сводов правил в области охраны атмосферного воздуха в качестве расчетных инструкций по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, могут использоваться стандарты организаций[4].
[…]
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
[…]
Кроме того, еще раньше в ответ на запрос ФГУП «НИИ Атмосфера» Минприроды России в письме от 25.01.2010 № 12-46/709 «О перечне методик по расчету выбросов и перечне методик выполнения измерения концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий» указало, что методики, включенные в перечень методик НИИ «Атмосфера» за 2010 г., апробированы в ФГУП «НИИ Атмосфера» и их можно применять в 2010 г.
Таким образом, при отсутствии выбора и разработчики, и «проверяющие» годами пользовались указанными перечнями либо стандартами организаций. Именно поэтому уточнение в Приказе № 341 о том, что «ранее принятые и включенные в перечень» методики сохраняют свое действие, выглядит довольно странно.
Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов
Перечень методик ведется в табличном виде и формируется на основании сведений о методиках расчета, разработанных и утвержденных в соответствии с Правилами № 422.
[1] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018).
[2] Далее — Федеральный закон № 96-ФЗ.
[3] regulation.gov.ru/projects#npa=66942
Анализ проекта акта см.: Ламихова М. Новые методы определения нормативов ПДВ // Справочник эколога. 2018. № 10. С. 16–28.
[4] Выделено автором.