Перечень объектов государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), неоднократно менявшийся за последние десятилетия, весьма неоднороден. При этом Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) с юридической техникой его общих положений, сформированной в 1995 г. под совершенно иной перечень объектов ГЭЭ, вызывает затруднения для понимания: когда получение нового положительного заключения ГЭЭ требуется, а когда это излишне.
Одно из неприятных положений содержится уже в ст. 1 Федерального закона № 174-ФЗ: экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Эта формулировка неприятна с двух точек зрения:
1) встречаются случаи, когда комиссия ГЭЭ отказывает в выдаче положительного заключения по формальному основанию: деятельность не является намечаемой, она уже осуществляется, а то и вовсе завершилась (и теперь возникли проблемы, например, с регистрацией права собственности на построенный объект недвижимости);
2) для природопользователей очевидно: получил положительное заключение ГЭЭ, деятельность не меняется — значит, не важно, что срок действия положительного заключения ГЭЭ истек (никакой «намечаемой» деятельности больше нет, поэтому обращаться за новым заключением нет необходимости).
Однако рассмотрение судебного спора по данному вопросу может пойти по иному — негативному для хозяйствующего субъекта — сценарию.
Предмет рассмотрения
Оспаривание предписания территориального органа Росприроднадзора о получении положительного заключения ГЭЭ на деятельность, осуществляемую во внутренних морских водах Российской Федерации.
Обстоятельства дела
Общество осуществляет деятельность по сбору вод, загрязненных нефтепродуктами, нефтепродуктов, отработанных масел с судов во внутренних морских водах Российской Федерации.
В 2005 и 2006 гг. Общество дважды проходило ГЭЭ и получало положительные заключения.
Срок действия положительных заключений ГЭЭ истек в 2010 и в 2011 гг. соответственно.
По итогам внеплановой документарной проверки территориальный орган Росприроднадзора выдал Обществу предписание о представлении копии положительного заключения ГЭЭ на вид деятельности, осуществляемой во внутренних морских водах Российской Федерации.
Общество оспорило данное предписание.