Действующий порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) предусматривает особенные условия расчета платы за размещение отходов, образованных при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем практика знает случаи, когда регулятор необоснованно уклоняется от применения данных условий, что увеличивает экологические платежи добывающих компаний более чем в 600 раз.
Плата за НВОС взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[1].
Правовое регулирование
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 29.06.2018; далее — Постановление № 913).
Приведенное правовое регулирование предусматривает как общие правила исчисления платы, в основе которых лежит класс опасности размещаемых отходов, так и специальные, которые применяются при соблюдении ряда условий при размещении отходов.
Общий для всех порядок исчисления платы за размещение отходов установлен пп. 18 и 20 Правил. Так, масса размещенных отходов умножается на ряд коэффициентов и на ставку платы, которая определяется в зависимости от класса опасности размещаемого отхода (п. 18 Правил). Пункт 20 Правил, предусматривающий повышенную имущественную ответственность за размещение отходов на санкционированных государством объектах, но с нарушением установленного разрешительного документа, предполагает умножение суммы платы, исчисленной по п. 18 Правил, на коэффициент 5.
Пункты 14, 16 и 22 Правил являются специальными по отношению к общим пп. 18 и 20 Правил, поскольку регулируют внесение платы за отходы, образующиеся при различных производственных операциях.
С правовой точки зрения специальные нормы, не изменяя объема обязанностей, установленных общими нормами (в данном случае — обязанности природопользователя вносить плату за НВОС), конкретизируют последние в зависимости от специфики регулируемых отношений. Исходя из общих принципов, определяющих критерии правового выбора, специальная норма обладает юридическим приоритетом перед общей нормой.
Применительно к добывающей промышленности особый интерес представляет п. 16 Правил:
Извлечение
из Правил
[…]
16. Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.
[…]
[1] Пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019).