Новые Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила № 830), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830, вступили в силу 01.09.2022.
В числе нововведений нужно, прежде всего, обратить внимание на процедуру корректировки сведений об объектах НВОС[1].
Корректировка является самостоятельной процедурой, не связанной с иной процедурой — актуализацией сведений об объекте НВОС. Основания для реализации данных процедур различны.
Обратите внимание
Случаи, когда требуется актуализация сведений, прямо предусмотрены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022), тогда как возможность корректировки в данном законе вообще не предусмотрена.
Основания для корректировки сведений
В соответствии с п. 42 Правил № 830 содержащиеся в государственном реестре[2] учетные сведения об объекте корректируются в случаях:
1) исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок в сведениях, содержащихся в государственном реестре;
2) выявления фактов внесения в государственный реестр учетных сведений об одном и том же объекте два раза и более;
3) изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий;
4) утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности.
Первые два из перечисленных оснований носят технический характер, реализация их не повлечет негативных правовых последствий для лиц, эксплуатирующих объекты НВОС, и они действительно могут рассматриваться как корректировка, исправление ошибок и неточностей в государственном реестре.
Два оставшихся основания практически всегда будут связаны с существенными правовыми последствиями лиц, эксплуатирующих объекты НВОС, т.к. изменение категории объекта НВОС или его конфигурации (вследствие объединения или разделения объектов) потребуют переработки разрешительной экологической документации.
Проблемы в применении норм, связанным с определением «единства назначения» и «неразрывной физической или технологической связанности», обусловлены отсутствием в природоохранном законодательстве нормативных определений данных понятий и четких критериев «единства» или «связанности». В отсутствие нормативно-правовой регламентации данных вопросов необходимость корректировки сведений об объектах НВОС по вышеуказанному основанию во многом будет определяться субъективным подходом конкретных представителей органов государственного экологического контроля.
При этом законодательство об охране окружающей среды предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность на объектах НВОС, самостоятельно идентифицировать объекты НВОС и ставить на учет любое количество таких отдельных объектов или совокупность объектов в качестве единого объекта.
Корректировка сведений
Учетные сведения об объекте НВОС корректируются уполномоченным органом (как правило, территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта РФ согласно их компетенции) по своей инициативе и (или) по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте (п. 42 Правил № 830).
Из указанной нормы следует, что корректировка может быть осуществлена в т.ч. исключительно по инициативе уполномоченного органа государственной власти.