Отдаем журнал бесплатно!

ВОПРОС — ОТВЕТ

ОТХОДЫ ОТ РЕМОНТА ЛИФТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В последнее время регулярным замечанием при разработке проектов НООЛР стало обязательное включение в общий перечень нормируемых отходов от ремонта лифтового оборудования — отработанных масел, лома черных металлов, а также обтирочного материала, загрязненного маслами. Если у предприятия имеется договор со спецорганизацией на обслуживание лифтового оборудования, в т.ч. его техобслуживание и проведение текущих ремонтов, возможно ли не включать данные отходы в проект НООЛР?

Предприятие не имеет права самостоятельно проводить техническое обслуживание лифтового оборудования, являющегося опасным объектом, при отсутствии специально обученного и сертифицированного сотрудника. В подавляющем большинстве случаев работы по технологическому обслуживанию и ремонту лифтов осуществляет спецорганизация на договорной основе. Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы — это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Поскольку отходы образуются в процессе или по завершении деятельности именно сторонней организации, то она и является собственником этих отходов. В процессе техобслуживания или ремонта лифтового оборудования спецорганизации используют расходные материалы, приобретенные ею, — ветошь (либо специальные салфетки), масла (для редукторных лифтов), детали и изделия из металла и т.д. Следовательно, часть этих материалов расходуется, а часть относится к отходам (например, ветошь, которая при проведении работ замасливается). Конечно, спецорганизация может оставить отходы там, где она производила ремонт, однако существуют два «но».

1. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Таким образом, собственник расходных материалов (масел, деталей, ветоши) является и собственником отходов, образовавшихся при их использовании, т.е. в процессе ремонта и техобслуживания лифтового оборудования.

2. Любое предприятие будет против захламления территории чужими отходами, притом что таких отходов в результате деятельности самого предприятия не образуется и мест временного накопления для них не предусмотрено. Лифты, конечно, находятся на балансе предприятия, но отходы образуются в процессе деятельности сторонней организации, а не его собственной. Однако с позиций п. 3 вышеуказанной статьи собственник отходов I–IV классов опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. У большинства организаций, эксплуатирующих лифты, такой лицензии нет. Если спецорганизация по ремонту лифтов оставит им отходы от своей деятельности, то это может быть классифицировано как сбор, поскольку ни рабочих, ни расходных материалов для осуществления техпроцессов у организации — собственника лифта нет, а это уже серьезное нарушение, которое влечет соответствующие штрафные санкции за сбор отходов без лицензии.

По нашему мнению, в первую очередь необходимо изучить договор с обслуживающей организацией. Если в нем указано, что она не передает права собственности на образующиеся в процессе ее деятельности отходы заказчику, то данные отходы не нужно включать в проект НООЛР. Если это не прописано в договоре, следует взять соответствующую справку у обслуживающей организации.

ПЕРЕДАЧА ПИЩЕВЫХ ОТХОДОВ НА КОРМ СКОТУ 

На предприятии в качестве подсобного хозяйства мы содержим несколько свиней. В ближайшее время планируем добавлять к их корму пищевые отходы от столовой. Насколько это правомерно?

Согласно п. 2.4.9 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) «сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам. Выдача отходов частным лицам запрещается!». Именно последняя фраза этого пункта, как правило, создает проблемы при использовании пищевых отходов. Отметим, что упомянутый документ регламентирует обращение с пищевыми отходами от населенных мест, а первая фраза данного пункта даже подчеркивает возможность сбора пищевых отходов при возможности их сбыта специализированным хозяйствам.

Согласно п. 2.4.1 указанных СанПиН собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота». Для указанного в вопросе случая, на наш взгляд, можно использовать следующий документ — Ветеринарно-санитарные правила сбора пищевых отходов и использование их для кормления свиней (утв. Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 29.12.1970; далее — Правила), согласно которому сбор и использование пищевых отходов для корма свиней не запрещаются.

В соответствии с п. 1 Правил для кормления свиней на свиноводческих фермах колхозов, совхозов и в других хозяйствах разрешается собирать пищевые кухонные отходы в столовых, ресторанах, на фабриках-кухнях, в кафе, закусочных, детских учреждениях, в столовых больниц, домов отдыха, санаториев и в жилых домах, а также пищевые отходы в продовольственных магазинах, на предприятиях по переработке зерна, овощей, фруктов и на пивоваренных, кондитерских, рыбных и других пищевых предприятиях. Сбор пищевых отходов в столовых инфекционных больниц, а также в специальных санаториях допускается в каждом случае только с разрешения местных органов здравоохранения.

Условия сбора и приготовления кормов из пищевых отходов, требования к таре и др. также регламентируются Правилами.

По нашему мнению, правильный сбор и использование пищевых отходов для кормления свиней полностью соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003). В качестве доказательства процитируем подп. 2.1 данных СанПиН:

«2.1. Целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека путем:

– внедрения современных малоотходных и безотходных технологий в процессе производства;

– минимизации их объема и снижения их опасности при первичной обработке;

– использования полупродуктов и отходов основных цехов предприятия в качестве вторичного сырья в производственных циклах вспомогательных цехов или на специальных предприятиях по переработке;

– предупреждения их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования».

Таким образом, сбор пищевых отходов на корм свиньям от собственной столовой (кухни) при условии соблюдения других требований нормативных документов, на наш взгляд, не запрещается.

 

На вопросы отвечает М.А. Мальцева, главный специалист ЗАО «ПУРСЕЙ корп.», канд. биол. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2013.

Отдаем журнал бесплатно!

ВОПРОС — ОТВЕТ

ОТХОДЫ ОТ РЕМОНТА ЛИФТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В последнее время регулярным замечанием при разработке проектов НООЛР стало обязательное включение в общий перечень нормируемых отходов от ремонта лифтового оборудования — отработанных масел, лома черных металлов, а также обтирочного материала, загрязненного маслами. Если у предприятия имеется договор со спецорганизацией на обслуживание лифтового оборудования, в т.ч. его техобслуживание и проведение текущих ремонтов, возможно ли не включать данные отходы в проект НООЛР?

Предприятие не имеет права самостоятельно проводить техническое обслуживание лифтового оборудования, являющегося опасным объектом, при отсутствии специально обученного и сертифицированного сотрудника. В подавляющем большинстве случаев работы по технологическому обслуживанию и ремонту лифтов осуществляет спецорганизация на договорной основе. Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы — это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Поскольку отходы образуются в процессе или по завершении деятельности именно сторонней организации, то она и является собственником этих отходов. В процессе техобслуживания или ремонта лифтового оборудования спецорганизации используют расходные материалы, приобретенные ею, — ветошь (либо специальные салфетки), масла (для редукторных лифтов), детали и изделия из металла и т.д. Следовательно, часть этих материалов расходуется, а часть относится к отходам (например, ветошь, которая при проведении работ замасливается). Конечно, спецорганизация может оставить отходы там, где она производила ремонт, однако существуют два «но».

1. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Таким образом, собственник расходных материалов (масел, деталей, ветоши) является и собственником отходов, образовавшихся при их использовании, т.е. в процессе ремонта и техобслуживания лифтового оборудования.

2. Любое предприятие будет против захламления территории чужими отходами, притом что таких отходов в результате деятельности самого предприятия не образуется и мест временного накопления для них не предусмотрено. Лифты, конечно, находятся на балансе предприятия, но отходы образуются в процессе деятельности сторонней организации, а не его собственной. Однако с позиций п. 3 вышеуказанной статьи собственник отходов I–IV классов опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. У большинства организаций, эксплуатирующих лифты, такой лицензии нет. Если спецорганизация по ремонту лифтов оставит им отходы от своей деятельности, то это может быть классифицировано как сбор, поскольку ни рабочих, ни расходных материалов для осуществления техпроцессов у организации — собственника лифта нет, а это уже серьезное нарушение, которое влечет соответствующие штрафные санкции за сбор отходов без лицензии.

По нашему мнению, в первую очередь необходимо изучить договор с обслуживающей организацией. Если в нем указано, что она не передает права собственности на образующиеся в процессе ее деятельности отходы заказчику, то данные отходы не нужно включать в проект НООЛР. Если это не прописано в договоре, следует взять соответствующую справку у обслуживающей организации.

ПЕРЕДАЧА ПИЩЕВЫХ ОТХОДОВ НА КОРМ СКОТУ 

На предприятии в качестве подсобного хозяйства мы содержим несколько свиней. В ближайшее время планируем добавлять к их корму пищевые отходы от столовой. Насколько это правомерно?

Согласно п. 2.4.9 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) «сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам. Выдача отходов частным лицам запрещается!». Именно последняя фраза этого пункта, как правило, создает проблемы при использовании пищевых отходов. Отметим, что упомянутый документ регламентирует обращение с пищевыми отходами от населенных мест, а первая фраза данного пункта даже подчеркивает возможность сбора пищевых отходов при возможности их сбыта специализированным хозяйствам.

Согласно п. 2.4.1 указанных СанПиН собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота». Для указанного в вопросе случая, на наш взгляд, можно использовать следующий документ — Ветеринарно-санитарные правила сбора пищевых отходов и использование их для кормления свиней (утв. Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 29.12.1970; далее — Правила), согласно которому сбор и использование пищевых отходов для корма свиней не запрещаются.

В соответствии с п. 1 Правил для кормления свиней на свиноводческих фермах колхозов, совхозов и в других хозяйствах разрешается собирать пищевые кухонные отходы в столовых, ресторанах, на фабриках-кухнях, в кафе, закусочных, детских учреждениях, в столовых больниц, домов отдыха, санаториев и в жилых домах, а также пищевые отходы в продовольственных магазинах, на предприятиях по переработке зерна, овощей, фруктов и на пивоваренных, кондитерских, рыбных и других пищевых предприятиях. Сбор пищевых отходов в столовых инфекционных больниц, а также в специальных санаториях допускается в каждом случае только с разрешения местных органов здравоохранения.

Условия сбора и приготовления кормов из пищевых отходов, требования к таре и др. также регламентируются Правилами.

По нашему мнению, правильный сбор и использование пищевых отходов для кормления свиней полностью соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003). В качестве доказательства процитируем подп. 2.1 данных СанПиН:

«2.1. Целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека путем:

– внедрения современных малоотходных и безотходных технологий в процессе производства;

– минимизации их объема и снижения их опасности при первичной обработке;

– использования полупродуктов и отходов основных цехов предприятия в качестве вторичного сырья в производственных циклах вспомогательных цехов или на специальных предприятиях по переработке;

– предупреждения их рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования».

Таким образом, сбор пищевых отходов на корм свиньям от собственной столовой (кухни) при условии соблюдения других требований нормативных документов, на наш взгляд, не запрещается.

 

На вопросы отвечает М.А. Мальцева, главный специалист ЗАО «ПУРСЕЙ корп.», канд. биол. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2013.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам