Нужно ли переделывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) при отступлении от его положений в реальной хозяйственной деятельности (передача отходов сторонним организациям на обезвреживание вместо самостоятельного обезвреживания, передача отходов для обезвреживания вместо использования, изменение полигона для размещения отходов)? Ответ на этот вопрос в зависимости от ситуации вы найдете в статье.
Наличие разрешительной экологической документации — непременное условие правомерного осуществления хозяйственной деятельности, связанной с природопользованием и оказанием негативного воздействия на окружающую среду. При этом хозяйствующий субъект должен не только обеспечить получение разрешительной документации, но и контролировать ее актуальность (действие), а также соответствие осуществляемой деятельности полученным разрешениям.
В случае с деятельностью по обращению с отходами одним из видов разрешительной документации является документ об утверждении НООЛР.
В соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014; далее — Порядок разработки НООЛР), документ об утверждении НООЛР выдается сроком на 5 лет (за исключением деятельности в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, где НООЛР утверждаются ежегодно[1]).
Однако это не означает, что, получив данный документ, природопользователь может забыть о нем на ближайшую пятилетку. Так, получение документа об утверждении НООЛР является результатом утверждения проекта НООЛР[2] . В свою очередь, проект НООЛР имеет во многом самостоятельное значение в хозяйственной деятельности природопользователя.
Предварительно отметим, что, руководствуясь требованиями Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349[3] (далее — Методические указания), в проекте НООЛР хозяйствующий субъект указывает:
- сведения о местах накопления отходов (приложение № 10 к Методическим указаниям);
- сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения (приложение № 11 к Методическим указаниям);
- сведения о предлагаемом[4] ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов (приложение № 12 к Методическим указаниям).
В части приведения данных сведений в проекте НООЛР Методические указания сохранили преемственность с утратившими силу Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703.
Обратимся к конкретным примерам возможных отступлений в фактической хозяйственной деятельности от положений проекта НООЛР.
[1] См. п. 13 Порядка разработки НООЛР.
[2] НООЛР утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта НООЛР, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды России (п. 5 Порядка разработки НООЛР).
[3] Подробнее о данном документе см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (https://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/) (прим. редакции).
[4] Самостоятельном (прим. автора).