Ключевые вопросы
Как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, не указанном в данном документе?
Применяется ли в таком случае 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС?
Смоделируем ситуацию. У хозяйствующего субъекта имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), которым предусмотрено, что определенное количество образуемых отходов может размещаться на объекте размещения отходов «А».
В силу различных обстоятельств природопользователь намерен (или вынужден) передавать отходы на размещение на объекте размещения отходов «Б».
Как должен повести себя в такой ситуации хозяйствующий субъект? Ответ очевиден — переоформить документ об утверждении НООЛР в части замены объекта размещения отходов «А» на объект размещения отходов «Б».
Тем не менее на практике нередки случаи, когда над этим вопросом природопользователь задумывается уже после передачи отходов для размещения в объекте, не указанном в разрешительной документации.
При этом, как известно:
1. Лицом, обязанным исчислять и вносить плату за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), является лицо, в процессе деятельности которого образовались отходы.
2. Размещение отходов должно осуществляться в соответствии с утвержденными лимитами на размещение отходов.
3. Размер платы за размещение отходов зависит в том числе от того, имеются ли у плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) утвержденные лимиты на размещение отходов.
Однако как определить, имеются ли у субъекта платы за НВОС утвержденные лимиты на размещение отходов в контексте смоделированной ситуации? Ведь в документе об утверждении НООЛР лимиты на размещение отходов «привязаны» к конкретному объекту размещения отходов (далее — ОРО).
Справедливости ради отметим, что решение данного вопроса зависит от выбора одной из двух теорий.
Теория 1
Теория основана на том, что лимитом на размещение отходов является предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в ОРО.
При этом сторонники данной теории отталкиваются от определения понятия «лимит на размещение отходов», предусмотренного ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), и считают, что смысловое ударение в приведенном утверждении необходимо ставить именно на «количество отходов», в то время как место размещения отходов (т.е. ОРО) с точки зрения соблюдения лимитов на размещение отходов не имеет никакого значения.
Такой подход позволил его приверженцам сформулировать вывод: в каком бы ОРО ни были размещены образованные отходы, главное, чтобы не были превышены предельные количественные показатели допустимого размещения отходов, установленные документом об утверждении НООЛР.
Теория 2
Теория основана на том, что лимит на размещение отходов характеризуется не только количественным показателем, но неразрывно связан с ОРО, в котором соответствующее количество отходов допускается размещать, т.к. лимит на размещение отходов устанавливается как предельно допустимое количество отхода конкретного вида, направляемого на размещение в конкретный ОРО.
Такой подход основан не только на определении понятия «лимит на размещение отходов», установленном ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, но и на положениях Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).
Сторонники данной теории полагают, что для решения вопроса, размещены ли отходы в соответствии с лимитами на их размещение, необходимо определить:
1) какое количество отходов направлено для размещения; не превышает ли это количество установленные в документе об утверждении НООЛР предельно допустимые количества отходов конкретного вида;
2) в какой ОРО отходы направлены для размещения; совпадает ли ОРО с тем объектом, который указан в документе об утверждении НООЛР?
При этом в случае, если ОРО совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, но превышены количественные показатели лимитов на размещение отходов, имеет место сверхлимитное размещение отходов.
В свою очередь, если количественные показатели лимитов на размещение отходов не превышены, но ОРО, в который направлены отходы, не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, имеет место размещение отходов в отсутствие разрешительной документации.
Далее обратимся к определению размера платы за НВОС в части размещения отходов в ситуации, когда отходы размещены в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР.
Специалистов экологических служб в подобном случае всегда интересует, подлежит ли применению при исчислении платы за размещение отходов 5-кратный повышающий коэффициент, как при размещении отходов в отсутствие разрешительной документации?
Вспомним Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013; далее — Порядок):
Извлечение
из Порядка
[…]
5. Плата за сверхлимитное загрязнение[1] окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
[…]
Казалось бы, положение донельзя понятно:
1) документ об утверждении НООЛР (действующий) в наличии (и при этом лимиты на размещение отходов не превышены) — нет оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов;
2) документ об утверждении НООЛР отсутствует — есть основания для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов.
Однако дискуссия между администратором и плательщиком платы за НВОС разворачивается именно вокруг вопроса о том, как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, который не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР.
При этом в основании дискуссии как раз и лежат обозначенные выше «теории» о том, что является лимитом на размещение отходов.
Нетрудно догадаться, приверженцами какой теории, как правило, выступают субъекты платы за размещение отходов. Разумеется, в большинстве случаев они стоят на идее «были бы лимиты (как количества отходов, допустимые к размещению), а в каком ОРО отходы размещены — не важно».
Принципиально иную позицию занимает администратор платы за НВОС (Росприроднадзор): отходы считаются размещенными в соответствии с разрешительной документацией (т.е. в соответствии с документом об утверждении НООЛР и утвержденными лимитами на размещение отходов) только тогда, когда они размещены в определенном количестве (без превышения) в определенном ОРО.
В свою очередь, арбитражные суды в данном споре чаще поддерживают администратора платы за НВОС, что значительно увеличивает экономический риск хозяйствующих субъектов, связанный с размещением отходов в ОРО, не указанном в документе об утверждении НООЛР (помимо экономического риска не стоит забывать и о риске привлечения к административной ответственности).
По мнению Центра правовой экологии, вопрос, применяется ли при исчислении платы за размещение отходов в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР, 5-кратный повышающий коэффициент, требует утвердительного ответа: да, в такой ситуации при исчислении платы за размещение отходов применяется 5-кратный повышающий коэффициент.
В свою очередь, на вопрос, как хозяйствующему субъекту избежать внесения сверхлимитной платы за размещение отходов, ответим: обеспечить своевременное переоформление документа об утверждении НООЛР («своевременное» — значит «до передачи отходов на другой ОРО») по основанию «изменение данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения».
[1] Здесь и далее выделено автором.