С 01.01.2016 в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено разделение правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) и отходами, не являющимися ТКО.
К примеру, законодательно:
1) установлен запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров;
2) определен плательщик платы за НВОС при размещении ТКО;
3) предусмотрена необходимость заключения собственниками ТКО договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
И если с применением первых двух пунктов практически все понятно (за исключением вопроса о том, как разграничить образуемые в процессе деятельности ТКО и отходы, не являющиеся ТКО), то третий пункт у многих хозяйствующих субъектов вызывает недоумение, выраженное в ряде вопросов.
Необходимо ли рассматривать норму п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ как установленную обязанность собственников ТКО передавать ТКО исключительно региональному оператору по договору на оказание услуг по обращению с ТКО?
Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора.
Надо отметить, что данное положение в теории получило два варианта толкования.
Точка зрения 1
Сторонники этой точки зрения полагают, что п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ указывает на единственный способ обращения с ТКО после их образования — передача региональному оператору на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Справедливости ради, скажем, что рассматриваемое положение:
• не указывает на порядок и особенности передачи ТКО их собственниками иным лицам;
• не устанавливает запрет на заключение собственниками ТКО договоров, предусматривающих передачу ТКО иным лицам (не региональным операторам);
• не провозглашает абсолютную монополию региональных операторов на обращение с ТКО;
• не содержит предписывающих формулировок, основанных на глаголах «должны», «обязаны».
Однако данная точка зрения, безусловно, в правоприменительной практике может занять главенствующее положение, учитывая, что одной из целей реформирования правового регулирования в сфере обращения с ТКО является централизация движения отходов в пределах территорий субъектов Российской Федерации под управлением регионального оператора.
Точка зрения 2
Приверженцы альтернативной точки зрения настаивают на обозначенных выше тезисах, указывающих на отсутствие императивного «тона» у п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ.
Вероятно, в данном споре точку в скором времени поставит будущая практика правоприменения или возможные разъяснения органов государственной власти, участвовавших в разработке изменений, внесенных в Федеральный закон № 89-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).
Вправе ли собственники ТКО передавать отходы лицам, не являющимся региональными операторами?