Отдаем журнал бесплатно!

Изменился порядок выдачи комплексных экологических разрешений: к чему готовиться при получении КЭР?

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1818 скорректирован порядок выдачи комплексных экологических разрешений (далее — КЭР), их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва. В статье рассмотрим внесенные изменения, а также потенциальные проблемы правоприменительной практики.

 

С 01.01.2020 подп. 7.6 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[1], в соответствии с которым к объектам государственной экологического экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня относились материалы обоснования КЭР, утратил силу[2].

Одновременно в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ[3] был введен п. 9.2:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение

[…]
9.2. Заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит направлению уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу комплексного экологического разрешения, в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, для рассмотрения на предмет соответствия установленным требованиям в порядке, предусмотренном пунктом 19 настоящей статьи.
[…]

 

Это означало, что с 01.01.2020 процедура рассмотрения заявок на получение КЭР формально не могла проводиться, поскольку:

1) пункт 3 Правил выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 (далее — Правила), закреплял положение о том, что КЭР выдается исключительно на основании положительного заключения ГЭЭ материалов обоснования КЭР (в то время как Федеральный закон № 174-ФЗ уже не содержал такого положения);

2) ГЭЭ, по сути, являлась единственным механизмом, позволявшим оценить материалы обоснования КЭР с «технической» точки зрения на предмет реального антропогенного влияния на окружающую среду.

При этом Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1818 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143» (далее — Постановление № 1818), утвердившее изменения в Правила, вступило в силу 25.11.2020.

Соответственно, практически целый год процедура оформления КЭР с юридической точки зрения могла осуществляться только в обход Федерального закона № 174-ФЗ, в связи с чем требовалась разработка альтернативного государственной экологической экспертизе механизма согласования заявок на получение КЭР.

Данный механизм и был закреплен в Постановлении № 1818, однако, как это часто бывает со сложными нормативными правовыми документами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, данный документ несет в себе множество новых потенциальных рисков для природопользователей.

Основные проблемы

Кратко перечислим основные проблемы измененных Правил:

• подача заявки на получение КЭР предусмотрена исключительно в электронной форме без возможности представления такой заявки на бумажном носителе;

• при подаче заявки на получение КЭР в электронной форме не закреплена необходимость использования электронной цифровой подписи;

• направление заявки на получение КЭР в территориальный орган Росприроднадзора осуществляется не через Личный кабинет природопользователя, а через государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП), недоступную на момент вступления в силу Постановления № 1818;

 

• процедура рассмотрения некоторых разделов заявки (например, в части образования и размещения отходов) не закреплена отдельно;

• не разрешена неопределенность в необходимости самостоятельного получения санитарно-эпидемиологического заключения на нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• закреплена возможность отсутствия формализованного (оформленного документально) итога согласования заявки на получение КЭР органами исполнительной власти.

Подробный обзор изменений

Новая редакция Правил вступила в силу 25.11.2020. Отметим, что название Правил также претерпело изменения:

 

Как было

Как сейчас

Правила выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва

Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них

 

Рассмотрим более подробно недостатки измененных Правил, а также некоторые нововведения указанного НПА.

 

 

[1] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

[2] См. подп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"» (далее — Федеральный закон № 453-ФЗ).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Н.С. Зиновкин, ведущий юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Изменился порядок выдачи комплексных экологических разрешений: к чему готовиться при получении КЭР?

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1818 скорректирован порядок выдачи комплексных экологических разрешений (далее — КЭР), их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва. В статье рассмотрим внесенные изменения, а также потенциальные проблемы правоприменительной практики.

 

С 01.01.2020 подп. 7.6 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[1], в соответствии с которым к объектам государственной экологического экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня относились материалы обоснования КЭР, утратил силу[2].

Одновременно в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ[3] был введен п. 9.2:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение

[…]
9.2. Заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит направлению уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу комплексного экологического разрешения, в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, для рассмотрения на предмет соответствия установленным требованиям в порядке, предусмотренном пунктом 19 настоящей статьи.
[…]

 

Это означало, что с 01.01.2020 процедура рассмотрения заявок на получение КЭР формально не могла проводиться, поскольку:

1) пункт 3 Правил выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 (далее — Правила), закреплял положение о том, что КЭР выдается исключительно на основании положительного заключения ГЭЭ материалов обоснования КЭР (в то время как Федеральный закон № 174-ФЗ уже не содержал такого положения);

2) ГЭЭ, по сути, являлась единственным механизмом, позволявшим оценить материалы обоснования КЭР с «технической» точки зрения на предмет реального антропогенного влияния на окружающую среду.

При этом Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1818 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143» (далее — Постановление № 1818), утвердившее изменения в Правила, вступило в силу 25.11.2020.

Соответственно, практически целый год процедура оформления КЭР с юридической точки зрения могла осуществляться только в обход Федерального закона № 174-ФЗ, в связи с чем требовалась разработка альтернативного государственной экологической экспертизе механизма согласования заявок на получение КЭР.

Данный механизм и был закреплен в Постановлении № 1818, однако, как это часто бывает со сложными нормативными правовыми документами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, данный документ несет в себе множество новых потенциальных рисков для природопользователей.

Основные проблемы

Кратко перечислим основные проблемы измененных Правил:

• подача заявки на получение КЭР предусмотрена исключительно в электронной форме без возможности представления такой заявки на бумажном носителе;

• при подаче заявки на получение КЭР в электронной форме не закреплена необходимость использования электронной цифровой подписи;

• направление заявки на получение КЭР в территориальный орган Росприроднадзора осуществляется не через Личный кабинет природопользователя, а через государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП), недоступную на момент вступления в силу Постановления № 1818;

 

• процедура рассмотрения некоторых разделов заявки (например, в части образования и размещения отходов) не закреплена отдельно;

• не разрешена неопределенность в необходимости самостоятельного получения санитарно-эпидемиологического заключения на нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• закреплена возможность отсутствия формализованного (оформленного документально) итога согласования заявки на получение КЭР органами исполнительной власти.

Подробный обзор изменений

Новая редакция Правил вступила в силу 25.11.2020. Отметим, что название Правил также претерпело изменения:

 

Как было

Как сейчас

Правила выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва

Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них

 

Рассмотрим более подробно недостатки измененных Правил, а также некоторые нововведения указанного НПА.

 

 

[1] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

[2] См. подп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"» (далее — Федеральный закон № 453-ФЗ).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Н.С. Зиновкин, ведущий юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2021.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам