Ключевые вопросы: требования к актуализации учетных сведений об объектах НВОС, обзор оснований для актуализации (практика правоприменения), актуализация в случае, если нет подходящего основания.
Природопользователь после постановки объекта НВОС[1] на государственный учет зачастую упускает важную деталь — актуализацию учетных сведений о таком объекте. Так и случается: хозяйствующий субъект годами осуществляет деятельность, планируя и совершенствуя производство, работает на имидж компании, а в итоге забывает, что многие из внедренных им улучшений требуют внесения изменений в государственный реестр объектов НВОС (далее — реестр).
У этой же проблемы есть и другая сторона. Природопользователь трепетно относится к своим обязательствам по актуализации сведений об объекте НВОС и задает уточняющие вопросы, на которые законодатель, к сожалению, не имеет ответов.
В данной статье разберем каждое основание для актуализации, которое обязывает природопользователя прибегнуть к активным действиям, а также ответим на вопросы, встречающиеся среди природопользователей, о возможностях актуализации в конкретном случае.
Требования к актуализации
Согласно Закону № 7-ФЗ[2] объект НВОС — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. В зависимости от уровня воздействия на окружающую среду объекты НВОС подразделяются на четыре категории:
Категория |
Описание |
I |
Объект НВОС оказывает значительное негативное воздействие и относится к областям применения наилучших доступных технологий |
II |
Объект НВОС оказывает умеренное негативное воздействие |
III |
Объект НВОС оказывает незначительное негативное воздействие |
IV |
Объект НВОС оказывает минимальное негативное воздействие |
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (действуют с 01.01.2021).
Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на таких объектах. При постановке на учет объекту НВОС присваивается категория, которая может быть изменена при актуализации учетных сведений о таком объекте.
Органы государственной власти РФ и субъектов РФ ведут государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору соответственно, в целях:
• получения достовернойинформации об объектах НВОС;
• определения областей применения:
– наилучших доступных технологий;
– программно-целевых методов планирования;
• планирования государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения реестра, который представляет собой государственную информационную систему (программно-техническое обеспечение учета объектов НВОС — ПТО УОНВОС) и доступен по ссылке uonvos.rpn.gov.ru. ПТО УОНВОС содержит сведения об объектах НВОС, расположенных в пределах территории РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах РФ, территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ.
Основания для актуализации (а точнее, сведения, которые хозяйствующий субъект представляет для актуализации) перечислены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ. Сгруппируем основания по блокам, чтобы их было удобнее рассматривать в дальнейшем:
Блок |
Сведения |
Блок 1 |
• о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС; • о реорганизации юридического лица в форме преобразования; • об изменении наименования юридического лица; • об изменении адреса (места нахождения) юридического лица; • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя; • об изменении места жительства индивидуального предпринимателя; • об изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; • об изменении места нахождения объекта НВОС |
Блок 2 |
• об изменении характеристик технологических процессов основных производств; • об изменении характеристик источников загрязнения окружающей среды |
Блок 3 |
• об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ; • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ; • об изменении технологий использования отходов производства и потребления; • об изменении технологий обезвреживания отходов производства и потребления; • об изменении технологий размещения отходов производства и потребления |
Из формулировки закона следует, что единственным инициатором актуализации сведений об объекте НВОС является хозяйствующий субъект, который непосредственно осуществляет деятельность на данном объекте на основании прав пользования (далее — собственник), и в случае непредставления им сведений об изменениях (соответствующей доказательной базы) актуализация проведена не будет. Так, у собственника имеется ряд причин (оснований), при возникновении которых он обязан актуализировать сведения о своем объекте НВОС, чтобы в реестре содержалась достоверная информация.
Представленные сведения об изменениях на объекте НВОС должны быть рассмотрены в течение 10 рабочих дней, и в результате собственнику выдается свидетельство об актуализации учетных сведений в тот же срок.
Отметим, что Закон № 7-ФЗ не предусматривает наличия какого-либо порядка актуализации, утвержденной заявки об актуализации и пр., поэтому приведем здесь нормативно-правовую базу, включая разъяснительные письма Минприроды России и Росприроднадзора, которой следует руководствоваться при актуализации сведений:
НПА |
Сокращение в статье |
Федеральные законы |
|
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» |
Закон № 7-ФЗ |
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
Закон № 96-ФЗ |
Постановление Правительства РФ |
|
Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» |
Правила |
Приказы Минприроды России и Росприроднадзора |
|
Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» |
Форма заявки |
Приказ Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» |
— |
Разъяснительные письма |
|
Письмо Минприроды России от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет» |
— |
Письмо Минприроды России от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов» |
— |
Письмо Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет» |
— |
Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (вместе с Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр) |
Методические рекомендации |
Письмо Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531 «О предоставлении разъяснений» |
— |
За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по актуализации учетных сведений об объекте НВОС предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по ст. 8.46 КоАП РФ[3]:
• на должностных лиц в размере от 5000 до 20 000 руб.;
• на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 руб.
Обзор оснований для актуализации
Блок 1
В первый блок вошли только те основания, для которых законом установлены сроки актуализации — «не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений» (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Для остальных оснований срок не предусмотрен, но об этом позже.