При организации взаимодействия с ФЭО[1] на ум приходит забавная ассоциация — бородатый анекдот:
Диалог в одесском ателье:
— Здравствуйте, я хочу пошить себе брюки.
— Таки садитесь и шейте!
Или так тоже подходит: «Что? Клиентоцентричность государственного управления? А что, так можно-нужно было? ФЭО же так неудобно!».
В статье обсуждаем веские причины удивляться (недоумевать). Порядок нумерации не отражает степень удивления (недоумения).
Причина 1. Федеральная схема обращения с ОПВК
Или А кто-нибудь видел ее, кроме ФЭО и человека, подписывающего распоряжения Правительства РФ с грифом для секретного пользования?
1. К функциям ФЭО по обращению с ОПВК[2] относится осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ОПВК самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ОПВК на основании договоров оказания услуг по обращению с ОПВК и в соответствии с федеральной схемой обращения с ОПВК.
При этом федеральная схема обращения с ОПВК разрабатывается в целях организации указанной деятельности и включает в себя:
1) сведения:
• о видах ОПВК, об источниках образования ОПВК, о нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, утвержденных в отношении ОПВК;
• местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ОПВК;
• фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных ОПВК;
• об операторах по обращению с ОПВК;
2) данные:
• о целевых показателях по обезвреживанию и размещению ОПВК;
• планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ОПВК;
• об оценке потребностей в финансировании планируемых строительства, реконструкции, выведения из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ОПВК;
3) баланс количественных характеристик образования ОПВК с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;
4) схему потоков ОПВК от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ОПВК.
Федеральная схема обращения с ОПВК формируется в электронном виде и является частью ФГИС ОПВК[3].
Правовое регулирование
Порядок формирования, корректировки и утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требования к ее составу утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 (в ред. от 09.03.2022).
Почетные полномочия по утверждению и корректировке федеральной схемы обращения с ОПВК отправляют Минприроды России и ФЭО (в соответствующих частях). Но вот незадача! По информации, представляемой ФЭО, федеральная схема по обращению с ОПВК утверждена Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2022 № 3729-р для служебного пользования. До сведения хозяйствующих субъектов данная схема не доведена.
Быть может, уважаемый читатель полагает, что раз не доведена, значит так и надо. И вообще, с носами любопытных происходят не совсем приятные ситуации… Но не тут-то было. Это касается всех! Так, хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, федеральный оператор, операторы по обращению с ОПВК, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с ОПВК.
Словарь
Оператор по обращению с ОПВК — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом осуществлять деятельность по обращению с ОПВК, полученными от иных хозяйствующих субъектов, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с ОПВК[4].
Является ли наличие лицензии на соответствующее обращение с ОПВК достаточным для того, чтобы обладать правом осуществлять деятельность по обращению с ОПВК, полученными от иных хозяйствующих субъектов, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК? Ответ очевиден: недостаточно! Нужно, чтобы сведения о самих операторах и их мощностях были в федеральной схеме обращения с ОПВК.
2. Есть у ФЭО еще один очень занимательный тезис: уже столько утекло воды с момента вступления в силу требований, что все те предприятия, которые действительно добросовестные, все соблюли, а те, кто не соблюдает, тот крайне нерадив и перечисляется внушительный список крупных предприятий, авторитетом которых как бы давят на всех отстающих.
Только история здесь на самом деле такая: в начале июля 2021 г. в силу вступили изменения, внесенные в законодательство РФ в области обращения с отходами[5], изменяющие с марта 2022 г. систему обращения с ОПВК. До внесения указанных изменений предполагалось, что новая система обращения с ОПВК будет применяться по истечении одного календарного года со дня утверждения Правительством РФ федеральной схемы обращения с ОПВК[6]. При этом правовое значение федеральной схемы обращения с ОПВК как «Конституции обращения с ОПВК» не изменилось.
Вот и поди разберись, как в соответствии с федеральной схемой обращения с ОПВК кто и что обязан только с теми, которые вправе!
Надо сказать, что ФЭО с сожалением констатирует, что нет такой специальной статьи в Кодексе РФ об административных правонарушениях, которая наказывала бы нерадивых за неповиновение, но при этом оптимистично для себя оценивает возможности применения контролерами ст. 8.1 «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов».
Причина 2. Тарифное регулирование — это Вам не предпринимательская деятельность
Или О том, как ФЭО самостоятельно осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ОПВК на риск хозяйствующих субъектов, образующих ОПВК, и операторов ОПВК.
1. Уважаемый читатель наверняка слышал, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
[1] Федеральный экологический оператор.
[2] Отходы I и II классов опасности.
[3] Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
[4] См. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 14.07.2022; далее — Закон № 89-ФЗ).
[5] Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[6] См. п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»"» в редакции, действовавшей до 02.07.2021.
[7] См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».