Медицинские отходы вызывают у экологов бурю эмоций. Многие руководители не глядя соотносят слово «отходы» с нашей профессией. Для тех, кому в отчетный период «посчастливилось» иметь дело с формой статистической отчетности № 2-Медотходы, мы вместе с журналом «Санэпидконтроль. Охрана труда» подготовили актуальный материал.
Ключевые вопросы статьи: как заполнить форму № 2-Медотходы? Чем отличается заполнение формы у медорганизаций с участком обращения с медотходами и без него?
Росстат Приказом от 30.12.2022 № 993[1] впервые утвердил форму отчета по обращению с медицинскими отходами — форму федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы «Сведения об обращении с медицинскими отходами» (далее — форма № 2-Медотходы) и указания по ее заполнению. Медицинские организации должны были подать форму № 2-Медотходы за 2022 г. до 1 февраля 2023 г. в территориальный орган Роспотребнадзора.
Форма № 2-Медотходы аккумулирует все сведения, отраженные в технологических журналах учета медицинских отходов в организации за год. Рассмотрим практические аспекты ее заполнения, чтобы вы успешно сдали отчет за 2023 г. до 1 февраля 2024 г.
Обратите внимание
В медорганизации образуются только медицинские отходы и никаких твердых коммунальных отходов (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 04.08.2023)).
ОБЩИЕ ПРАВИЛА СДАЧИ ФОРМЫ № 2-МЕДОТХОДЫ
Отчет. Форма № 2-Медотходы представляет собой таблицу в формате .xls и состоит из трех частей (разделов):
1. Титульный раздел — адресная часть.
2. Раздел I «Сведения об обращении с медицинскими отходами».
3. Раздел II «Сведения об обращении с отходами, образовавшимися после обезвреживания медицинских отходов».
Куда и когда сдавать. В территориальный орган Роспотребнадзора до 1 февраля года, следующего за отчетным (могут быть вариации в разных регионах: возможно, сдавать нужно будет в территориальный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»).
Кто сдает. Форму № 2-Медотходы сдают организации всех форм собственности, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, независимо от формы собственности и иных факторов.
Обратите внимание
Учету подлежат все медицинские отходы, находящиеся в обращении в медицинской организации.
Не заполняют и не передают этот отчет только организации, одновременно соответствующие трем требованиям:
1) относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) в отчетном году в образованных медицинских отходах есть только отходы класса «А»;
3) масса отходов класса «А» составляет менее 100 кг в год.
Обособленные подразделения юридических лиц обязательно подают сведения по форме:
• при расположении в одном регионе с юридическим лицом — в целом по юридическому лицу (включаются в общий отчет);
• при расположении в ином регионе, чем юридическое лицо, — по каждому обособленному подразделению в регионе их нахождения (отдельный отчет), т.е. сдают отчет в территориальный орган Роспотребнадзора.
Индивидуальные предприниматели тоже обязательно предоставляют заполненную форму.
Обратите внимание
При отсутствии образования медицинских отходов всех классов (например, получили лицензию в конце года и не осуществляли деятельность) отчет обязательно подается без заполнения показателей («пустой» отчет по форме). В этом случае заполняется только титульный раздел формы.
Кто готовит. Руководитель юридического лица обязан распорядительным документом назначить должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные о медицинских отходах по форме от имени юридического лица.
Таким лицом может быть сам руководитель по умолчанию или назначенное им ответственное лицо — заместитель руководителя, врач-эпидемиолог, врач-дезинфектолог или иной специалист. Это же ответственное лицо подписывает отчет.
Как подается. В электронном и (или) бумажном виде, в зависимости от региона. Можно отправить на электронный адрес территориального органа Роспотребнадзора.
Штрафы за непредоставление. За непредоставление данных или предоставление недостоверных данных в форме № 2-Медотходы предусмотрена административная ответственность (ст. 19.7 КоАП РФ[2] — до 5000 руб.), а также ответственность согласно законодательству по предоставлению статистических данных (ст. 13.19 КоАП РФ — до 70 000 руб.).
Особенности заполнения. Все зависит от того, есть ли у медицинской организации участок по обращению с отходами, т.е. проводит она или не проводит аппаратное обеззараживание (обезвреживание) отходов на своей территории.
Требования к участку по обращению с отходами даны в п. 211 СанПиН 2.1.3684-21[3].
Рассмотрим особенности и алгоритмы заполнения для двух вариантов: алгоритм заполнения формы для медицинской организации, не имеющей участка по обращению с медицинскими отходами, и для организации, имеющей такой участок.
ВАРИАНТ 1. КАК ЗАПОЛНЯТЬ ФОРМУ № 2-МЕДОТХОДЫ МЕДОРГАНИЗАЦИИ БЕЗ УЧАСТКА ПО ОБРАЩЕНИЮ С МЕДОТХОДАМИ
Рассмотрим алгоритм заполнения формы для медицинской организации, не имеющей участка по обращению с медицинскими отходами. Это может быть абсолютно любая медицинская организация, осуществляющая любые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, любой формы собственности и не имеющая участка по обеззараживанию (обезвреживанию) медицинских отходов классов «Б» и «В», т.е. не проводящая аппаратное обеззараживание (обезвреживание) на своей территории.
Шаг 1. Заполняем адресную часть формы
В адресной части статистической формы (Пример 1) указываем:
1 Наименование организации:
• для юридических лиц — полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами и краткое наименование в скобках;
• для обособленных подразделений — наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится;
• для индивидуальных предпринимателей (ИП) — фамилия, имя, отчество (при наличии).
2 Почтовый адрес:
• для юридических лиц — наименование субъекта РФ, юридический адрес с почтовым индексом, указанный в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), или адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность, если он не совпадает с юридическим адресом;
• для обособленных подразделений — почтовый адрес с почтовым индексом;
• для ИП — адрес места жительства, содержащийся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
3 Код формы по ОКУД:
• для юридического лица, не имеющего обособленных подразделений, ИП — код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
• для обособленных подразделений — идентификационный номер;
• для головного подразделения юридического лица (это подразделение, где находится администрация организации или адрес, местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу) — идентификационный номер.
4 В свободных графах кодовой части формы титульного листа проставляем:
• в графе 3 — код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2);
• в графе 4 — код Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) по месту нахождения обособленного подразделения, юридического лица (в случае отсутствия обособленного подразделения), ИП;
• в графе 5 — индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
• в графе 6 — основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Шаг 2. Заполняем раздел I «Сведения об обращении с медицинскими отходами»
В графах заполняем следующие сведения (Пример 2):
Далее показали, какие сведения использовать для заполнения разделов I и II формы № 2-Медотходы, какие нюансы при этом следует учитывать.
[1] Приказ от 30.12.2022 № 993 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за обращением с медицинскими отходами».
[2] Кодекс РФ об административных правонарушениях.
[3] СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».