В преамбуле попытаюсь объяснить цель написания данной статьи и свою позицию, потом буду лишь бесстрастно излагать факты.
Я с большим уважением отношусь к иному мнению, сформировать его — большая работа. Я буду рада, если окажусь неправа. Поверьте, мне и самой не всегда нравится то, что приходится говорить или писать. Я прекрасно осведомлена о позиции, выражаемой в письмах Минприроды России и в не очень свежих письмах Росприроднадзора.
Однако почему же моя позиция по лому и отходам ЧМ (ЦМ)[1] максимально консервативна? Потому что я не вижу юридической возможности исключить предметы материального мира, называемые ломом ЧМ (ЦМ), ломом и отходами ЧМ (ЦМ), из-под регулирования законодательства РФ в области обращения с отходами, потому что это может слишком дорого стоить тем, у кого единые разрешительные документы — комплексные экологические разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду. Поэтому, если так можно выразиться, расходимся по интересам… Считаю, что это нормально.
Обсудим оценку возможности исключения правоотношений по обращению с ломом и (или) отходами ЧМ (ЦМ) из правового регулирования деятельности в области обращения с отходами.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет преамбула Закона № 89-ФЗ[2].
Словарь
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления[3] — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ, а также ВВГП[4], которые подлежат использованию в соответствии с Законом РФ «О недрах»[5].
Статья 2 Закона № 89-ФЗ содержит нормы правового регулирования в области обращения с отходами. В частности, установлено, что такое регулирование осуществляется Законом № 89-ФЗ, другими законами и иными НПА[6] РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, а также муниципальными НПА (п. 1 ст. 2 Закона № 89-ФЗ).
Далее в ст. 2 Закона № 89-ФЗ сформулированы исключения из предмета правового регулирования:
Извлечение из Закона № 89-ФЗ
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
[…]
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации[7].
3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, отношения в области добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, [в т.ч. из ВВГП], отношения в области использования отходов недропользования, [в т.ч. ВВГП], в случаях, предусмотренных Законом РФ «О недрах», регулируются законодательством Российской Федерации о недрах.
[…]
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»[8]:
• отходы производства определяются как остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (п. 3.11);
• отходы потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п. 3.12).
Правовое регулирование обращения с ломом и отходами ЧМ (ЦМ)
Терминология и понятийный аппарат
Лом и отходы ЧМ (ЦМ) определяются также в ст. 1 Закона № 89-ФЗ:
• пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из ЧМ (ЦМ) и их сплавов;
• отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из ЧМ (ЦМ) и их сплавов;
• неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
При этом окончательным браком считается продукция, имеющая такие дефекты, исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно[9].
Применимые термины и определения для деятельности по обращению с ломом и отходами ЧМ (ЦМ) также установлены в следующих документах:
• ГОСТ Р 54565-2023 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения»[10];
• ГОСТ 2787-2019 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия»[11], ГОСТ Р 55104-2012 «Металлы черные вторичные. Термины и определения»[12], ГОСТ 16482-70 «Металлы черные вторичные. Термины и определения»[13];
• ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения»[14].
С ГОСТами будьте бдительны!
Со дня вступления в силу Закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные НПА РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям[15]:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в т.ч. потребителей;
• обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Однако необходимо отметить, что ГОСТы не являются НПА, а относятся к нормативно-техническим документам[16], они не применяются в части, противоречащей вышестоящим по юридической силе НПА, в т.ч. принятым позднее.
ГОСТ Р 54565-2023
Согласно области применения ГОСТ Р 54565-2023, он устанавливает термины и определения понятий, применяемых при проведении работ с ломом и отходами ЦМ и сплавов.
Интересующие нас понятия из ГОСТ Р 54565-2023:
Пункт |
Понятие |
Определение |
18 |
Лом и отходы ЦМ |
Пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из ЦМ и их сплавов; отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из ЦМ и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий |
19 |
Лом ЦМ |
Непригодные для использования по первоначальному назначению изделия или части изделий, содержащие ЦМ или их сплавы, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа, или иных обстоятельств |
20 |
Бытовой лом |
Непригодные для прямого использования изделия бытового назначения или части этих изделий, содержащие ЦМ или их сплавы и утратившие эксплуатационную ценность |
21 |
Отходы ЦМ |
Технологические отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из ЦМ и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий |
22 |
Текущие отходы |
Технологические отходы ЦМ и сплавов, образующиеся на предприятиях в процессе производства и подлежащие сдаче заготовительной организации |
23 |
Оборотные отходы |
Технологические отходы ЦМ и сплавов, используемые на предприятиях, где они образуются |
24 |
Брак |
Продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов |
27 |
Переработка лома |
Комплекс подготовительных и металлургических операций для получения ЦМ и сплавов, а также другой продукции из лома и отходов |
28 |
Вторичная металлургия ЦМ |
Отрасль цветной металлургии, проводящая заготовку и переработку лома и отходов ЦМ и сплавов, а также их переплавку в металлургических агрегатах с использованием дополнительных материалов и особых технологических режимов с целью изменения структуры металла, доведения его химического состава до параметров, соответствующих требованиям нормативных документов на марки ЦМ и их сплавов с определенными технологическими и эксплуатационными свойствами |
29 |
Сырье вторичной цветной металлургии |
Лом и отходы ЦМ и сплавов, заготавливаемые для производства ЦМ и сплавов |
ГОСТ 2787-2019
Согласно ГОСТ 2787-2019 разработка нового стандарта взамен ГОСТ 2787-75[17] осуществлена с целью приведения классификации, норм, правил приемки и методов испытаний лома и отходов вторичных ЧМ в соответствие с условиями лицензирования деятельности по их заготовке, переработке и реализации, порядком обращения (приема, учета, хранения, транспортирования) и отчуждения, сложившимися на территории государств — участников Соглашения.
ГОСТ 2787-2019 устанавливает требования к составу, размерам, плотности и загрязненности (чистоте) вторичных ЧМ, кроме того, содержит критерии их разделения на нелегированные и легированные, требования безопасности и охраны окружающей среды, а также правила приемки и методы испытаний вторичных ЧМ. Он распространяется на вторичные ЧМ, в т.ч. после переработки, предназначенные для использования в качестве металлической шихты в плавильных агрегатах при производстве чугуна, стали и сплавов, а также при производстве ферросплавов.
В этом стандарте применены термины по ГОСТ 16482-70, в РФ используют также ГОСТ Р 55104-2012.
Приводимые термины и их определения по содержанию, согласно ГОСТ 16482-70 и ГОСТ Р 55104-2012, аналогичны и (или) тождественны, устанавливают термины и определения основных понятий в области вторичных ЧМ, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области вторичных ЧМ, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
Извлечения из ГОСТ 2787-2019:
Пункт |
Термин |
Определение |
1 |
Металлический лом, металлолом |
Металлические изделия или металлические части изделий, зданий и сооружений, пришедшие в негодность и утратившие эксплуатационную ценность |
7 |
Металлические отходы, металлоотходы |
Отходы, образующиеся в процессе производства и потребления металлов, а также возникающий при этом неисправимый брак |
8 |
Мелкофракционные металлоотходы |
Металлоотходы, образующиеся при абразивной, электрофизической обработке металлоизделий |
10 |
Отходы ЧМ |
— |
19 |
Вторичные ЧМ |
Лом и отходы ЧМ, а также продукция их переработки, используемые в качестве металлургического сырья при выплавке чугуна и стали или для других целей |
20 |
Стальные лом и отходы |
Вторичные ЧМ, содержащие менее 2 % углерода |
22 |
Чугунные лом и отходы |
Вторичные ЧМ, содержащие более 2 % углерода |
Далее в статье:
• подняли темы обращения с ломом отходами ЧМ (ЦМ) и возможности отнесения лома ЧМ, ЦМ к побочным продуктам;
• привели примеры из судебной практики по теме.
[1] Отходы черных (цветных) металлов.
[2] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).
[3] Далее — отходы.
[4] Вскрышные и вмещающие горные породы.
[5] Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 10.07.2023).
[6] Нормативный правовой акт.
[7] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).
[8] Указанное соответствует п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 02.07.2021; далее — Закон № 184-ФЗ).
[9] См. Методические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях черной металлургии, утвержденные Роскомметаллургией 07.12.1993.
[10] Далее — ГОСТ Р 54565-2023.
[11] Далее — ГОСТ 2787-2019.
[12] Далее — ГОСТ Р 55104-2012.
[13] Далее — ГОСТ 16482-70.
[14] Далее — ГОСТ Р 54098-2010.
[15] Пункт 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ.
[16] См., например, раздел 4 Мероприятий Программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в области транспорта, утвержденной Распоряжением Минтранса России от 11.09.2013 № МС-91-р), Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2021 № 310-ЭС21-641 по делу № А83-14735/2019.
[17] ГОСТ 2787-75 «Государственный стандарт Союза ССР. Металлы черные вторичные. Общие технические условия», утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 26.12.1975 № 4035 (в ред. от 01.12.1982).