НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции
В статье дан обзор основных изменений в законодательстве, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
И.О. Прохоров
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Опыт разработки проекта ЗСО источников водоснабжения на предприятии
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2014) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее — ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Разработка проекта ЗСО источников водоснабжения является одним из условий осуществления деятельности водопользователя. Рекомендации по разработке таких проектов вы найдете в статье.
О.А. Ситникова
Мониторинг подземных вод в пределах территории воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) предусмотрена обязанность собственников объектов размещения отходов (далее — ОРО), а также лиц, эксплуатирующих ОРО, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В.А. Кривоносова
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Размещение отходов на объекте размещения отходов, не указанном в документе об утверждении НООЛР
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) удостоверяет право юридического лица осуществлять размещение определенного вида и количества отходов в установленный срок на конкретном объекте размещения отходов. При размещении отходов на другом объекте, который не указан в проекте НООЛР, существует риск привлечения предприятия к административной ответственности и необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с 5-кратным повышающим коэффициентом.
В.А. Кривоносова
ВОПРОС — ОТВЕТ
Является ли превышение лимитов на размещение отходов основанием для признания совершения природопользователем правонарушения по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?
Правомерно ли при расчете рассеивания использовать не самую последнюю по дате выдачи, но при этом все еще действующую справку по фоновым концентрациям, а для остальных веществ фон учитывать согласно справке, выданной позже?
Нужно ли в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду отражать плату за отход, который передается на переработку другой организации (в договоре ничего не сказано о переходе права собственности на отход)?
Нужно ли при расчетах расхода горюче-смазочных материалов предприятия учитывать расход топлива арендованных машин и, соответственно, учитывать этот расход при расчете платы за выбросы от передвижных объектов?
Каков порядок обращения с биологическими отходами? Как производить вывоз таких отходов? Как поступать в случае, если проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не был утвержден?
Нужно ли устанавливать очистные сооружения в кафе, ресторанах, столовых, в которых образуются пищевые отходы, но при этом среднесуточный объем отводимых сточных вод у них составляет менее 200 м³/сут.?
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Программа производственного контроля для полигона ТБО
В соответствии с п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» для полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга), которая должна включать в себя информацию о контроле за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигонов ТБО. Система мониторинга служит информационной основой при определении эффективности проведенных экологических мероприятий на полигоне ТБО, а также базой данных для разработки технических и технологических решений по совершенствованию эксплуатации полигона.
Р.Н. Макаров
ЭКОЛОГ +
О необходимости наличия эколога в штате природопользователя
Несмотря на наличие в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014), должностей «инженер по охране окружающей среды (эколог)» и «начальник отдела охраны окружающей среды», необходимо констатировать, что в настоящий момент в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий обязательное наличие в штатном расписании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данных специалистов. В связи с этим в последнее время природопользователи все чаще задаются вопросами: «А так ли необходим штатный специалист-эколог? Можно ли его заменить?» Давайте выясним.
О.Н. Лаврухина
АЗБУКА ЭКОЛОГА
Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух: руководство для начинающих (окончание)
М. Ламихова
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Экологическая сертификация как эффективный инструмент обеспечения экологической безопасности объектов недвижимости
Процедура экологической сертификации хозяйственной деятельности обозначена в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) как один из видов нормирования в области охраны окружающей среды. Что касается реализации этого института в строительной сфере, то первый подобный опыт в России был получен при подготовке к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Именно тогда в экономический оборот нашей страны вошли и стали использоваться новые для отрасли понятия, такие как «"зеленые" стандарты строительства» и «экологическая сертификация объектов недвижимости».
Р.А. Исмаилов, М.Р. Исмаилов
Проблемы эксплуатации сооружений очистки сточных вод и их решения: вспухание и пенообразование активного ила
Эксплуатация сооружений биологической очистки сточных вод требует от технологов очистных сооружений высокой квалификации и знания как базисных основ биохимических процессов, так и особенностей технических и конструктивных решений конкретных сооружений. В реальных условиях нестационарности качественных и количественных характеристик сточных вод, поступающих на биологическую очистку, принятие грамотных оперативных решений является залогом обеспечения проектного качества очищенной воды в штатных ситуациях эксплуатации и сведения до минимума последствий нештатных и аварийных ситуаций. В настоящей статье будут рассмотрены причины и проблемы развития таких процессов, как вспухание и пенообразование активного ила, и предложены пути их решения.
О.В. Харькина, С.В. Харькин