Абоненты централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ), равно как и организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ), нередко заинтересованы в самостоятельном определении выгодных сторонам условий договора водоотведения.
Подобное стремление может быть вызвано как обоюдным намерением предусмотреть в качестве условий договора водоотведения права и обязанности сторон, не установленные положениями законодательства о водоснабжении и водоотведении (в т.ч. подзаконных нормативных правовых актов), так и желанием одного из участников отношений в области водоотведения обеспечить свои интересы дополнительными гарантиями.
Интерес к данному вопросу объясним: в условиях многочисленных недостатков и огрехов правового регулирования рассматриваемой сферы отношений хозяйствующие субъекты стараются предотвратить будущие неизбежные проблемы правоприменения, достигнув согласия по особому регулированию отдельных вопросов, связанных с водоотведением.
Значительное число нареканий со стороны организаций ВКХ и абонентов ЦСВ вызывает порядок контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, установленный Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (в ред. от 05.01.2015; далее — Правила № 525).
Допустимо ли установить в качестве условий договора водоотведения особенности контроля состава и свойств сточных вод, не предусмотренные Правилами № 525?
Казалось бы, что мешает контрагентам, воспользовавшись гражданско-правовым принципом свободы в заключении договора и выбора условий договора, реализовать по обоюдному согласию свое видение порядка проведения контроля, который стал бы обязательным для соблюдения сторонами договора водоотведения?
Разумеется, в условиях, когда и абонент ЦСВ, и организация ВКХ единодушны в критической оценке действующих требований Правил № 525, такой вопрос вовсе не возникает. Стороны попросту, учитывая интересы друг друга, пытаются достичь консенсуса при разрешении проблемного аспекта и согласовать определенные условия договора водоотведения.
Однако в случае, когда усовершенствование порядка контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, является предметом интереса лишь одной из сторон отношений и противоречит интересам другой стороны договора водоотведения, вопрос приобретает более формальный характер.
Могут ли абоненты ЦСВ или организации ВКХ самостоятельно определить отдельные условия договора водоотведения?