Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих однозначно ответить на вопрос: какие техника, технология являются новыми, а какие нет. Как правило, это вызывает споры между надзорными органами и хозяйствующими субъектами по поводу отнесения того или иного оборудования, используемого для обезвреживания или утилизации отходов, к категории «новая техника».
Напомним, что Минприроды России в письме от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» попыталось сформулировать свое видение критериев отнесения технологии к новой: «к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии».
В указанном письме Министерство (несмотря на предмет письма) ограничилось указанием на особенности отнесения технологии к новой технологии, не уточнив особенности отнесения техники к новой технике.
Таким образом, Минприроды России также не предлагает объективных критериев для отнесения техники к новой технике.
Ситуация, когда орган госэконадзора настаивает на наличии у техники или технологии признака новизны, нередко приводит:
• к привлечению лиц, использующих такую технику, технологию, к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
• выдаче предписаний о необходимости устранения соответствующего нарушения, в частности, посредством проведения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в отношении проектов технической документации на спорные технику, технологию;
• отказам в выдаче/переоформлении лицензий на деятельность в области обращения с отходами.
Наиболее часто, как нам кажется, хозяйствующие субъекты сталкиваются с вопросом о необходимости проведения ГЭЭ в отношении технической документации на оборудование, используемое для обезвреживания или утилизации отходов, на этапе лицензирования.
Обратите внимание
Значительная часть споров в этой области связана не со случаями, когда положительного заключения ГЭЭ на проекты технической документации на технику нет вовсе, а со случаями, когда положительное заключение имеется (было получено когда-то), но срок его действия истек.
Вряд ли кого-то удивит подход надзорного органа, который сводится к тому, что ГЭЭ надо проходить каждый раз, когда истечет срок действия положительного заключения (до тех пор, пока применяется оборудование, которое когда-то являлось новой техникой). С этим несложно встретиться на практике.
Напротив, куда реже встречаются случаи, когда лицензирующий орган, выдавая лицензию (к примеру, на обезвреживание отходов I–IV классов опасности), согласен с тем, что срок действия положительного заключения ГЭЭ имеет значение лишь в том случае, если в период действия заключения объект ГЭЭ так и не был реализован (например, производство и применение оборудования (новой техники) так и не началось).
Тем не менее бывает и такое; встречаются инспекторы, которые придерживаются именно этого подхода, соответствующего, на наш взгляд, требованиям и смыслу законодательства об экологической экспертизе.
Но и здесь может вмешаться третье лицо, не согласное с подобной интерпретацией закона. Мы увидим это на примере одного из дел.