Ключевые вопросы
Сведения для расчета платы
Общие требования к расчету и декларации о плате
Ответственность
Плата за выбросы, сбросы, отходы: плательщики, платежная база, ставки платы, коэффициенты, заполнение разделов декларации
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС, плата) взимается за следующие его виды:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.
К сведению
В 2021 г. в нормативные правовые акты по плате вносилось лишь одно изменение, касающееся временной отмены пеней за невнесение авансовых платежей за III квартал 2020 г. и I–III кварталы 2021 г.[1] При этом в целом механизм расчета платы за 2021 г. по сравнению с 2020 отчетным годом не изменился.
В общем случае плата рассчитывается по формуле:
ПНВОС = ПБ × С × К1…n,
где ПНВОС — плата за НВОС;
ПБ — платежная база по итогам отчетного года;
С — ставка платы за НВОС;
К1…n — коэффициент, применяемый при исчислении платы.
Сведения для расчета платы
При расчете платы используются следующие сведения:
Объекты I категории
Используются сведения из комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
В отсутствие КЭР хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами из разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на выбросы, сбросы, нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (далее — НООЛР).
Указанные разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[2]).
После 01.01.2019 и до получения КЭР лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, также могут получить новые или переоформить старые разрешения и документы, которые будут действительными до дня получения КЭР (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Обратите внимание
В качестве меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства[3], согласно которому сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс в отношении объектов I категории, истекающие в периоды с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлеваются на 12 месяцев.
Объекты II категории
Используются сведения из декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). При этом, как и для объектов I категории, для объектов II категории действуют нормы о возможности применения (до дня истечения срока действия либо до дня представления ДВОС) разрешений и лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР, полученных до 01.01.2019 (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Объекты III категории
Используются сведения из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК, отчет ПЭК)[4].
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"».
[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).
[3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021).
[4] В отношении выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), плата определяется исходя из нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).