Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации неоднократно менялся, и в конце 2021 г. в него внесены очередные изменения — посредством сразу двух Постановлений Правительства РФ. О том, что поменяется для природопользователей, расскажем в статье.
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ; далее — ГрК РФ).
Правовое регулирование
Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.
Государственная экспертиза проектной документации проводится государственным (бюджетным или автономным) учреждением, подведомственным Минстрою России, в отношении целого ряда объектов:
• объектов, которые строятся, реконструируются на территориях посольств и консульств РФ, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах;
• объектов обороны и безопасности, инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта;
• объектов культурного наследия (далее — ОКН) федерального значения;
• особо опасных, технически сложных объектов;
• объектов размещения или обезвреживания отходов;
• объектов по сохранению культурного наследия народов;
• объектов, строящихся на территории особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Для большей части объектов экспертизу проводит ФАУ «Главгосэкспертиза России», для объектов военной инфраструктуры — Минобороны России, объектов ядерных организаций — Госкорпорация «Росатом» и т.д.
Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации неоднократно менялся. Вот и в конце 2021 г. в него внесены дополнительные изменения посредством сразу двух Постановлений Правительства РФ:
• от 30.11.2021 № 2110 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145» (вступит в силу с 01.03.2022; далее — Постановление № 2110);
• от 31.12.2021 № 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 2594).
Рассмотрим изменения и новшества, предусмотренные данными законодательными актами.
Срок действия Положения
Постановлением № 2110 установлен срок действия Положения — до 01.03.2028. В настоящее время множество нормативных правовых актов получают конкретные сроки действия, чаще всего ограниченные шестью годами. Это делается в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», введенной Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Сроки государственной экспертизы
Постановлением № 2110 также введен ряд дополнений в часть IV «Проведение государственной экспертизы» Положения, а конкретно в п. 29, отвечающий за сроки экспертизы.
Согласно Положению результатом экспертизы должно быть заключение — положительное или отрицательное:
• результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение об их соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям технических регламентов;
• результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение:
– о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны ОКН, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий — в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации;
– о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости — в случае, если осуществлялась проверка сметной стоимости.
Зачастую в ходе экспертизы выясняется, что выдать заключение невозможно из-за неполного соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям к их составу. Если потребовалось продление сроков экспертизы, вероятнее всего, в ходе нее выявлены недостатки проектной документации и (или) инженерных изысканий, на устранение которых нужно время.
Довольно часто, кстати, экспертиза упирается в проблемы, связанные с несоответствием проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и санитарным нормам.
К сведению
Типичные замечания к разделу «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (далее — ПМООС):
1. Не представлена информация о категории проектируемого объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду с указанием пункта Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В случае отнесения объекта к I категории необходимо представить положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня.
2. Не представлены сведения о расстоянии до ближайших территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания от проектируемых объектов.
3. Не представлены величины валовых выбросов загрязняющих веществ за полный период строительства.
4. Не представлены исходные данные по существующим источникам выбросов загрязняющих веществ (нормативы допустимых выбросов, разрешение на выбросы и др.).
5. Перечень источников шума на период строительных работ не подтвержден данными раздела «Проект организации строительства» с учетом задействованной техники. Не обоснованы принятые шумовые характеристики строительной техники и оборудования, процессов работ на основании данных протоколов замеров на объектах-аналогах и (или) технической документации заводов-изготовителей оборудования.
Кроме указанных замечаний к ПМООС, которые легко устранимы, часто возникают замечания к инженерным изысканиям, в т.ч. инженерно-экологическим изысканиям. Основное из них — недостаточный объем проведенных в рамках изысканий работ, что уже гораздо сложнее исправить, т.к. это требует долгих сроков и дополнительного финансирования.
Именно поэтому понадобилось законное основание для продления сроков экспертизы для крупных федеральных и региональных проектов, которые, как правило, довольно сложны в проектировании. Для небольших объектов, не имеющих государственной важности, исправление недостатков проектной документации и результатов инженерных изысканий занимает не так много времени. Кроме того, для них и отрицательное заключение экспертизы не является такой серьезной проблемой, как для крупных государственных проектов, для которых упущенные сроки могут стать фатальными.
В действующей редакции Положения указано, что срок экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в общем случае не должен быть больше 42 рабочих дней. При этом в некоторых случаях срок экспертизы должен быть сокращен до 30 рабочих дней (например, если результаты изысканий направлены без проектной документации или проектная документация и результаты инженерных изысканий относятся к объектам особых экономических зон и др.) и даже до 20 рабочих дней для экспертизы объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам.
Сроки экспертиз могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней в порядке, установленном договором на проведение экспертизы (п. 29(1) Положения).
Дальнейшее содержание п. 29(1) Положения изменено Постановлением № 2110. Так, срок экспертизы может быть продлен еще не более чем на 30 рабочих дней:
• для объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения;
• объектов национальных и федеральных проектов, государственных программ РФ и субъектов РФ, федеральных адресных инвестиционных программ и муниципальных программ.
При этом срок экспертизы продлевается решением организации по проведению государственной экспертизы в следующих случаях:
Кто должен одобрить продление срока экспертизы |
В каком случае |
Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ |
Экспертиза проводится государственным (бюджетным или автономным) учреждением, подведомственным Минстрою России (таким учреждением является ФАУ «Главгосэкспертиза России») |
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ или межведомственный коллегиальный орган, создаваемые высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) |
Экспертиза проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или подведомственным этому органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением |
Если срок экспертизы планируется продлевать в соответствии с одобрением президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ и экспертиза проводится ФАУ «Главгосэкспертиза России», то для продления нужно, чтобы заявитель (застройщик или технический заказчик) представил заявление в орган экспертизы в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до дня окончания срока, продленного в соответствии с абз. 1 п. 29(1) Положения (т.е. 20-дневного).
Такое заявление должно содержать:
• сведения об объекте капитального строительства, на основании которых он относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам (см. ст. 48.1 ГрК РФ);
• описание причин и обстоятельств, возникших или выявленных в ходе проведения государственной экспертизы, в связи с которыми экспертиза не может быть завершена в срок (необходимость устранения выявленных недостатков, специфика объекта капитального строительства, условий его строительства или реконструкции и др.);
• сведения о возможных негативных последствиях в случае отказа в продлении срока экспертизы;
• в случае если строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляются с привлечением средств федерального бюджета — письмо руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющей полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, о необходимости продления срока экспертизы.
К сведению
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
• объекты использования атомной энергии;
• гидротехнические сооружения 1 и 2 классов;
• сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными по законодательству в области связи;
• линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;
• объекты космической инфраструктуры;
• объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными по воздушному законодательству;
• объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными по законодательству о железнодорожном транспорте;
• объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
• некоторые портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта;
• тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;
• подвесные канатные дороги;
• опасные производственные объекты, на которых работают с опасными веществами, сплавами и расплавами металлов, проводят обогащение полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
• высота более 100 м, для ветроэнергетических установок — более 250 м;
• пролеты более 100 м;
• наличие консоли более 20 м;
• заглубление подземной части более чем на 15 м.
Даже если срок экспертизы продлевается по другому основанию, а именно по одобрению высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ или межведомственным коллегиальным органом, создаваемым таким лицом (руководителем), заявление должно содержать указанные выше сведения.
Отдельно упоминается необходимость представления письма руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, который занимается вопросами бюджетирования субъекта, если проектируемый объект будет строиться с привлечением бюджета субъекта.
Итак, если принято решение о втором продлении срока экспертизы (если 20-дневного продления недостаточно), то после подачи заявления по форме, указанной в п. 29(2) или 29(3) Положения, в течение 2 рабочих дней организация, которая проводит экспертизу, направляет заявление на рассмотрение в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию или высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ с приложением копии уведомления о выявленных недостатках в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий (при наличии недостатков).
Подробнее о таком уведомлении сказано в п. 35 Положения:
35. При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. […]
Указанные должностные лица, президиумы, штабы или межведомственные органы должны в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов и заявления принять решение об одобрении продления срока проведения государственной экспертизы или об отказе в его продлении, о чем в течение 2 рабочих дней информируют организацию по проведению государственной экспертизы. Данная организация, в свою очередь, не позднее 1 рабочего дня со дня информирования принимает такое решение и информирует заказчика экспертизы.
Решение об одобрении продления срока экспертизы принимается в случае, если отказ в продлении или повторное проведение экспертизы могут увеличить сроки строительства или реконструкции объекта. Как мы говорили ранее, данные изменения касаются именно объектов федерального, регионального, местного значения, объектов национальных, федеральных проектов, государственных программ, федеральных адресных инвестиционных программ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ.
На этом изменения, содержащиеся в Постановлении № 2110, исчерпаны.
Повторная экспертиза при изменении сметной стоимости работ
Постановление № 2594 содержит нововведения, касающиеся изменения сметной стоимости работ, включенных в проектную документацию, вследствие роста цен. Это особенно актуально в настоящее время, когда цены на строительные материалы значительно выросли в течение прошлого года.
Изменения затрагивают объекты строительства, которые финансируются на основе государственных контрактов. По закону о госзакупках[1] возможно изменение условий госконтракта при наступлении обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в т.ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию.
В связи с этим в Положение внесены корректировки, согласно которым при изменении сметной стоимости работ (из-за роста цен на строительные материалы), указанных в проектной документации, которая уже имеет заключение государственной экспертизы, при цене контракта от 100 млн руб. и более и при условии, что он был заключен до 01.01.2021, теперь необходимо провести повторную экспертизу.
В рамках экспертизы проверяется достоверность определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. Для проведения повторной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне действующих цен.
Обратите внимание
При подготовке такой сметной документации не допускается изменять физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией.
Срок проведения повторной экспертизы не может превышать 14 рабочих дней.
Такой же порядок устанавливается в отношении концессионных соглашений, где участвуют РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления, а также в отношении соглашений о государственно-частном либо муниципально-частном партнерстве.
[1] См. п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).