Ключевые темы: изменение границ СЗЗ, этапы внесения изменений при отсутствии (наличии) инвестиционных проектов и в случае изменения техпроцесса, основания для отказа в выдаче СЭЗ и в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ.
Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[1] для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ) устанавливаются в зависимости от:
• мощности;
• условий эксплуатации;
• характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ;
• создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов;
• с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека.
Пунктом 25 Правил установления СЗЗ[2] предусмотрено, что СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).
В общем смысле срок действия проекта СЗЗ никак не ограничен нормативно. Точно так же нет срока действия и у санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ), которое выдано для такого проекта, и у решения Главного государственного санитарного врача или его заместителя на установление СЗЗ. Тем не менее в ряде случаев возникает необходимость заново оценивать размеры СЗЗ и изменять ее границы.
Изменение границ СЗЗ
На практике встречаются ситуации, когда правообладатель объекта озадачен изменением действия границ СЗЗ, ранее установленной в отношении объекта хозяйственной деятельности, например, в связи с реконструкцией и (или) модернизацией объекта, а также вопросом изменения границ, конфигурации и площади промышленной площадки объекта, хотя последнее условие формально не указано в действующих редакциях Правил установления СЗЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Так, в п. 9 Правил установления СЗЗ указаны следующие случаи изменения СЗЗ:
1) техническое перевооружение объекта;
2) изменение технологий производства продукции;
3) изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
4) выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта превышения установленных гигиенических нормативов;
5) выявление по результатам исследования (измерения) атмосферного воздуха уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта изменения такого воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ.
Следует обратить внимание и на случаи, когда при отсутствии изменений в деятельности объекта был, например, изменен вид разрешенного использования какого-либо земельного участка или участков в границах установленной СЗЗ, например, под размещение или расширение планируемой жилой застройки или предприятий пищевых отраслей промышленности. Судебные прецеденты, когда собственники земли настаивали на сокращении «неправильно» установленной СЗЗ и снятии ограничений на использование земельного участка, в 2019 г. — начале 2020 г. имели место во многих регионах РФ. Подать заявление на сокращение границ и вывод своего участка из-под ограничений может собственник земли, даже если правообладатель объекта этим заниматься не планирует (п. 11 Правил установления СЗЗ). Но такое заявление также потребует приложения надлежащих обоснований, в т.ч. результатов натурных исследований и измерений в течение года, свидетельствующих об отсутствии превышений гигиенических нормативов как на границе, так и на территории спорного участка.
При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении СЗЗ (п. 6 Правил установления СЗЗ). К заявлению об изменении СЗЗ прилагаются:
• проект СЗЗ;
• экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ (п. 14 Правил установления СЗЗ);
• СЭЗ на специальном бланке с голограммой[3].
Этапы внесения изменений…
…при отсутствии инвестиционных проектов
В общем случае для действующих производственных объектов при отсутствии инвестиционных проектов по реконструкции и (или) техническому перевооружению внесение изменений границ установленной СЗЗ включает следующие этапы:
1 этап: проведение натурных исследований и измерений в контрольных точках на границе установленной СЗЗ в течение года (п. 7 Правил установления СЗЗ) с целью подтверждения достаточности (или недостаточности) границ установленной СЗЗ. В случае несоблюдения (превышения) санитарно-гигиенических нормативов границы установленной СЗЗ подлежат корректировке путем подачи заявления в Роспотребнадзор (п. 9 Правил установления СЗЗ).
2 этап: разработка проекта изменения установленной СЗЗ с детальным обоснованием фактических изменений (при их наличии) в сырье, технологии, продукции, количестве и параметрах источников воздействия на среду обитания по факторам химического, биологического и физического воздействия, а также в результатах расчетов рассеивания и воздействия физических факторов, уровней риска для здоровья населения в предусмотренных случаях[4] и т.д.
3 этап: экспертиза на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам в экспертном центре (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или ином)[5], аккредитованном в установленном порядке на право проведения санитарных экспертиз.
4 этап: получение бланка СЭЗ в управлении Роспотребнадзора по субъекту РФ[6].
5 этап: получение решения Главного государственного санитарного врача или его заместителя по изменению границ СЗЗ.
6 этап: внесение сведений об изменении границ СЗЗ в ЕГРН в установленном порядке.
…при наличии инвестиционных проектов
При наличии инвестиционных проектов по реконструкции и (или) техническому перевооружению выполняются следующие этапы.
1 этап: разработка проекта СЗЗ к проекту реконструкции объекта с детальным обоснованием проектных изменений в сырье, технологии, продукции, количестве и параметрах источников воздействия на среду обитания по факторам химического, биологического и физического воздействия, а также в результатах расчетов рассеивания и воздействия физических факторов, уровней риска для здоровья населения в предусмотренных случаях (см. сн. 7) и т.д., а также с детальным анализом результатов натурных исследований и измерений в контрольных точках на границе установленной СЗЗ, нормируемых территориях, в т.ч. производственного контроля (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
[1] СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в редакции, утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2022 № 7 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74».
[2] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).
[3] См. ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.11.2022; далее — Закон № 52-ФЗ): «[…] проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам».
[4] См. подп. «в» и «д» п. 16 Правил установления СЗЗ, пп. 2.1, 3.13, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
[5] См. п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
[6] См. ч. 3 ст. 20 Закона № 52-ФЗ: «[…] проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам».