Отдаем журнал бесплатно!

Особенности осуществления производственного экологического контроля за сбросом сточных вод

Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также образующихся отходов и побочных продуктов производства. В данной статье рассмотрены особенности осуществления ПЭК и представления отчетности в отношении сбросов сточных вод.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1] хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий:

· разрабатывают и утверждают программу ПЭК;· осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями;

· документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

 

Исходя из этого, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах IV категории, не требуется разрабатывать программу ПЭК.

В программу ПЭК включаются в т.ч. сведения о сбросах сточных вод (п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).

СЛОВАРЬ

Сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).

Стоит отметить, что в программу ПЭК включаются именно сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 5 Требований ПЭК[2] раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» содержит:

· сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

· показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

· показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

· сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в т.ч. сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие ПЭК, обязаны представлять соответствующий отчет (п. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).

Рассмотрим особенности осуществления ПЭК и представления отчетности в отношении сбросов сточных вод.

Осуществление ПЭК в отношении сбросов сточных вод

В программу ПЭК помимо сведений об инвентаризации сброса входит раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений».

Данный раздел содержит подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов», который, в соответствии с п. 9.2 Требований ПЭК, включает в себя:

1. Мероприятия по учету объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Учет сточных вод необходимо проводить в соответствии с Порядком учета[3].

По результатам учета сточных вод заполняются следующие формы журналов:

· Журнал учета водоотведения средствами измерений (Формы 1.3, 1.4 Приложения к Порядку учета (СФ));

· Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами (Формы 1.5, 1.6 Приложения к Порядку учета (СФ)) — при отсутствии приборов учета сточных вод.

К СВЕДЕНИЮ

Определение химического состава сбрасываемых сточных, в т.ч. дренажных, вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных, в т.ч. дренажных, вод (п. 17 Порядка учета).

По результатам определения качества сточных вод необходимо заполнять Журнал учета качества сбрасываемых сточных, в т.ч. дренажных, вод (Форма 2.2 Приложения к Порядку учета (СФ)).

2. Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в т.ч. дренажных, вод, которые должны содержать (п. 9.2.1 Требований ПЭК):

· перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам;

· периодичность отбора и анализа проб сточных вод;

· места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал (п. 9.2.2 Требований ПЭК).

3. План-график проведения проверок работы очистных сооружений.

Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год (п. 9.2.4 Требований ПЭК).

4. Программа ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Данная программа предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) (п. 9.2.3 Требований ПЭК).

Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной должна содержать (п. 9.2.5 Требований ПЭК):

· перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам;

· периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод;

· места отбора проб;

· указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

При этом в соответствии с Письмом Росводресурсов от 02.11.2022 № ВН-02-35/10908 «О рассмотрении обращения»:

· Приказ № 51[4] не содержит требований по ведению наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, согласованной с территориальным органом Росводресурсов;

· разработка и согласование программы при использовании водного объекта на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется.

В соответствии с п. 4.5 РД 52.24.622-2019 «Порядок проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов для установления нормативов допустимых сбросов сточных вод» фоновый створ (для водоемов — вертикаль) должен располагаться выше (вне зоны влияния, в т.ч. при часто наблюдаемых нагонных явлениях и ветровых течениях) рассматриваемого проектируемого или действующего выпуска сточных вод примерно на расстоянии:

· не менее 1 км — для больших и средних рек;

· на 500 м — для малых рек (с учетом подъездов, мостов, переправ, позволяющих вести отбор проб воды в любой период года);

· в радиусе не менее 500 м — для водоемов, в т.ч. болот при наличии в них водного стока;

· более 5 км — от выпуска для морей.

 

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[2] Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (в ред. от 24.03.2023).

[3] Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903.

[4] Приказ Минприроды России от 31.01.2022 № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления».

М.М. Улитин,
эксперт в области природоохранного законодательства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Особенности осуществления производственного экологического контроля за сбросом сточных вод

Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также образующихся отходов и побочных продуктов производства. В данной статье рассмотрены особенности осуществления ПЭК и представления отчетности в отношении сбросов сточных вод.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1] хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий:

· разрабатывают и утверждают программу ПЭК;· осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями;

· документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

 

Исходя из этого, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах IV категории, не требуется разрабатывать программу ПЭК.

В программу ПЭК включаются в т.ч. сведения о сбросах сточных вод (п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).

СЛОВАРЬ

Сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).

Стоит отметить, что в программу ПЭК включаются именно сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 5 Требований ПЭК[2] раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» содержит:

· сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

· показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

· показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

· сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в т.ч. сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие ПЭК, обязаны представлять соответствующий отчет (п. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).

Рассмотрим особенности осуществления ПЭК и представления отчетности в отношении сбросов сточных вод.

Осуществление ПЭК в отношении сбросов сточных вод

В программу ПЭК помимо сведений об инвентаризации сброса входит раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений».

Данный раздел содержит подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов», который, в соответствии с п. 9.2 Требований ПЭК, включает в себя:

1. Мероприятия по учету объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Учет сточных вод необходимо проводить в соответствии с Порядком учета[3].

По результатам учета сточных вод заполняются следующие формы журналов:

· Журнал учета водоотведения средствами измерений (Формы 1.3, 1.4 Приложения к Порядку учета (СФ));

· Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами (Формы 1.5, 1.6 Приложения к Порядку учета (СФ)) — при отсутствии приборов учета сточных вод.

К СВЕДЕНИЮ

Определение химического состава сбрасываемых сточных, в т.ч. дренажных, вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных, в т.ч. дренажных, вод (п. 17 Порядка учета).

По результатам определения качества сточных вод необходимо заполнять Журнал учета качества сбрасываемых сточных, в т.ч. дренажных, вод (Форма 2.2 Приложения к Порядку учета (СФ)).

2. Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в т.ч. дренажных, вод, которые должны содержать (п. 9.2.1 Требований ПЭК):

· перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам;

· периодичность отбора и анализа проб сточных вод;

· места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал (п. 9.2.2 Требований ПЭК).

3. План-график проведения проверок работы очистных сооружений.

Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год (п. 9.2.4 Требований ПЭК).

4. Программа ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Данная программа предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) (п. 9.2.3 Требований ПЭК).

Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной должна содержать (п. 9.2.5 Требований ПЭК):

· перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам;

· периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод;

· места отбора проб;

· указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

При этом в соответствии с Письмом Росводресурсов от 02.11.2022 № ВН-02-35/10908 «О рассмотрении обращения»:

· Приказ № 51[4] не содержит требований по ведению наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, согласованной с территориальным органом Росводресурсов;

· разработка и согласование программы при использовании водного объекта на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется.

В соответствии с п. 4.5 РД 52.24.622-2019 «Порядок проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов для установления нормативов допустимых сбросов сточных вод» фоновый створ (для водоемов — вертикаль) должен располагаться выше (вне зоны влияния, в т.ч. при часто наблюдаемых нагонных явлениях и ветровых течениях) рассматриваемого проектируемого или действующего выпуска сточных вод примерно на расстоянии:

· не менее 1 км — для больших и средних рек;

· на 500 м — для малых рек (с учетом подъездов, мостов, переправ, позволяющих вести отбор проб воды в любой период года);

· в радиусе не менее 500 м — для водоемов, в т.ч. болот при наличии в них водного стока;

· более 5 км — от выпуска для морей.

 

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

[2] Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (в ред. от 24.03.2023).

[3] Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903.

[4] Приказ Минприроды России от 31.01.2022 № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления».

М.М. Улитин,
эксперт в области природоохранного законодательства

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам