Отдаем журнал бесплатно!

Изменения в правилах проведения ОВОС: готовимся заранее

С 01.03.2025 вступают в силу Правила № 1644[1]. А это значит, что все материалы ОВОС[2] с 01.03.2025 будут оформляться по новым правилам. Давайте разберемся, что изменилось в составе и содержании материалов ОВОС. Порядок проведения государственной экологической экспертизы будет подробно рассмотрен в февральском номере журнала «ЭкоСпоры»[3].

 

Напомним, что институт ОВОС развивается в нашей стране еще с 80-х годов XX столетия. И конечно же, сама процедура претерпевала неоднократные изменения, что и произошло в очередной раз в конце 2024 года.

Сегодня действует главное правило: ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателе (ст. 32 Закона № 7-ФЗ[4]).

Основная цель проведения ОВОС — обосновать возможность реализации проекта с точки зрения допустимости его влияния на основные эколого-социальные факторы. Оценка должна доказывать, что планируемая деятельность не только не нанесет непоправимого ущерба окружающей среде, но и в некоторых случаях послужит целям развития и поспособствует экономическому росту.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Оценка проводится лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. представляющим документацию на экологическую экспертизу, или лицом, которому предоставлено право на проведение работ по ОВОС.

Предусматривается, что Правила № 1644 не применяются к материалам ОВОС (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы ОВОС), общественные обсуждения по которым будут завершены до 01.03.2025. А это значит, что, если наши материалы ОВОС разработаны с учетом Требований № 999[5] и если до 01.03.2025 они не пройдут общественные обсуждения «по старинке», придется корректировать материалы и вникать в новые правила оценки.

Что нового в процедуре ОВОС?

С марта 2025 года процедура оценки будет состоять из следующих этапов:

  • проведение предварительной оценки;
  • подготовка технического задания;
  • проведение исследований;
  • подготовка предварительных материалов ОВОС;
  • направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений;
  • проведение общественных обсуждений;
  • подготовка окончательных материалов и их размещение в открытом доступе в сети «Интернет» для ознакомления общественности.

В обновленных «правилах игры» серьезно переработана процедура прохождения общественных обсуждений, в частности:

– теперь общественные слушания могут проводиться не по инициативе заказчика или исполнителя, а по инициативе граждан, а также уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений;

– предусмотрено размещение уведомлений о проведении обсуждений и их результатов в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;

– появились требования о публикации подписанного протокола в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;

– появилось требование о размещении заказчиком (исполнителем) окончательных материалов ОВОС в открытом доступе в сети Интернет на 30 дней.

И поскольку само проведение общественных обсуждений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя), то тут при их разном подходе к нормативному регулированию данного вопроса на своем уровне будет еще много «интересных» позиций и правоприменения. Но это уже другая история.

Вопросу обновленной процедуры обсуждений мы еще уделим время в следующих номерах журнала, а пока давайте все-таки разберемся, насколько кардинально нужно будет переработать материалы ОВОС, исследования по которым были начаты в 2024 году, но не завершились к 01.03.2025.

Собственно исследования в рамках ОВОС сегодня включают более широкий список работ и обоснований. Многие позиции конкретизированы и расширены. Выделим основные блоки.

Блок 1. Общая характеристика намечаемой деятельности

Ранее материалы ОВОС содержали «определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в т.ч. отказа от деятельности». Это достаточно общая формулировка, и каждый проектировщик формировал материалы по своему видению и опыту. Положение № 1644 конкретизирует содержание данного раздела.

С 01.03.2025 определение характеристик планируемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернативных вариантов ее реализации будет включать:

  1. Цель реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.
  2. Описание планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая:
  • описание технических решений с указанием технических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность;
  • сведения о потребности в сырьевых ресурсах, топливе, газе, воде, электрической энергии и источниках их поступления;
  • данные о планируемой мощности планируемой деятельности, составе и характеристике производства, номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг);
  • сведения об использовании сырья и отходов производства;
  • сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
  • сведения о земельных участках, категории земель, на которых планируется реализация деятельности;
  • технико-экономические показатели планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства с учетом площади застройки, общей площади, строительного объема (в т.ч. подземной части), количества этажей (в т.ч. подземных) и протяженности (для линейных объектов).

 

 

[1] Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644.

[2] Оценка воздействия на окружающую среду.

[3] См.: Мандра Ю.А. Процедура проведения ГЭЭ: алгоритм и порядок взаимодействия сторон // ЭкоСпоры. 2024. № 1. С. 31–40.

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающейся среды» (в ред. от 08.08.2024).

[5] Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999.

Ю.А. Мандра,
генеральный директор ООО «ЭкоАспект»,
кандидат биологических наук, доцент, член-корреспондент Российской экологической академии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Изменения в правилах проведения ОВОС: готовимся заранее

С 01.03.2025 вступают в силу Правила № 1644[1]. А это значит, что все материалы ОВОС[2] с 01.03.2025 будут оформляться по новым правилам. Давайте разберемся, что изменилось в составе и содержании материалов ОВОС. Порядок проведения государственной экологической экспертизы будет подробно рассмотрен в февральском номере журнала «ЭкоСпоры»[3].

 

Напомним, что институт ОВОС развивается в нашей стране еще с 80-х годов XX столетия. И конечно же, сама процедура претерпевала неоднократные изменения, что и произошло в очередной раз в конце 2024 года.

Сегодня действует главное правило: ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателе (ст. 32 Закона № 7-ФЗ[4]).

Основная цель проведения ОВОС — обосновать возможность реализации проекта с точки зрения допустимости его влияния на основные эколого-социальные факторы. Оценка должна доказывать, что планируемая деятельность не только не нанесет непоправимого ущерба окружающей среде, но и в некоторых случаях послужит целям развития и поспособствует экономическому росту.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Оценка проводится лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. представляющим документацию на экологическую экспертизу, или лицом, которому предоставлено право на проведение работ по ОВОС.

Предусматривается, что Правила № 1644 не применяются к материалам ОВОС (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы ОВОС), общественные обсуждения по которым будут завершены до 01.03.2025. А это значит, что, если наши материалы ОВОС разработаны с учетом Требований № 999[5] и если до 01.03.2025 они не пройдут общественные обсуждения «по старинке», придется корректировать материалы и вникать в новые правила оценки.

Что нового в процедуре ОВОС?

С марта 2025 года процедура оценки будет состоять из следующих этапов:

  • проведение предварительной оценки;
  • подготовка технического задания;
  • проведение исследований;
  • подготовка предварительных материалов ОВОС;
  • направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений;
  • проведение общественных обсуждений;
  • подготовка окончательных материалов и их размещение в открытом доступе в сети «Интернет» для ознакомления общественности.

В обновленных «правилах игры» серьезно переработана процедура прохождения общественных обсуждений, в частности:

– теперь общественные слушания могут проводиться не по инициативе заказчика или исполнителя, а по инициативе граждан, а также уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений;

– предусмотрено размещение уведомлений о проведении обсуждений и их результатов в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;

– появились требования о публикации подписанного протокола в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;

– появилось требование о размещении заказчиком (исполнителем) окончательных материалов ОВОС в открытом доступе в сети Интернет на 30 дней.

И поскольку само проведение общественных обсуждений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя), то тут при их разном подходе к нормативному регулированию данного вопроса на своем уровне будет еще много «интересных» позиций и правоприменения. Но это уже другая история.

Вопросу обновленной процедуры обсуждений мы еще уделим время в следующих номерах журнала, а пока давайте все-таки разберемся, насколько кардинально нужно будет переработать материалы ОВОС, исследования по которым были начаты в 2024 году, но не завершились к 01.03.2025.

Собственно исследования в рамках ОВОС сегодня включают более широкий список работ и обоснований. Многие позиции конкретизированы и расширены. Выделим основные блоки.

Блок 1. Общая характеристика намечаемой деятельности

Ранее материалы ОВОС содержали «определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в т.ч. отказа от деятельности». Это достаточно общая формулировка, и каждый проектировщик формировал материалы по своему видению и опыту. Положение № 1644 конкретизирует содержание данного раздела.

С 01.03.2025 определение характеристик планируемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернативных вариантов ее реализации будет включать:

  1. Цель реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.
  2. Описание планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая:
  • описание технических решений с указанием технических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность;
  • сведения о потребности в сырьевых ресурсах, топливе, газе, воде, электрической энергии и источниках их поступления;
  • данные о планируемой мощности планируемой деятельности, составе и характеристике производства, номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг);
  • сведения об использовании сырья и отходов производства;
  • сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
  • сведения о земельных участках, категории земель, на которых планируется реализация деятельности;
  • технико-экономические показатели планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства с учетом площади застройки, общей площади, строительного объема (в т.ч. подземной части), количества этажей (в т.ч. подземных) и протяженности (для линейных объектов).

 

 

[1] Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644.

[2] Оценка воздействия на окружающую среду.

[3] См.: Мандра Ю.А. Процедура проведения ГЭЭ: алгоритм и порядок взаимодействия сторон // ЭкоСпоры. 2024. № 1. С. 31–40.

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающейся среды» (в ред. от 08.08.2024).

[5] Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999.

Ю.А. Мандра,
генеральный директор ООО «ЭкоАспект»,
кандидат биологических наук, доцент, член-корреспондент Российской экологической академии

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам