С 01.03.2025 вступают в силу Правила № 1644[1]. А это значит, что все материалы ОВОС[2] с 01.03.2025 будут оформляться по новым правилам. Давайте разберемся, что изменилось в составе и содержании материалов ОВОС. Порядок проведения государственной экологической экспертизы будет подробно рассмотрен в февральском номере журнала «ЭкоСпоры»[3].
Напомним, что институт ОВОС развивается в нашей стране еще с 80-х годов XX столетия. И конечно же, сама процедура претерпевала неоднократные изменения, что и произошло в очередной раз в конце 2024 года.
Сегодня действует главное правило: ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателе (ст. 32 Закона № 7-ФЗ[4]).
Основная цель проведения ОВОС — обосновать возможность реализации проекта с точки зрения допустимости его влияния на основные эколого-социальные факторы. Оценка должна доказывать, что планируемая деятельность не только не нанесет непоправимого ущерба окружающей среде, но и в некоторых случаях послужит целям развития и поспособствует экономическому росту.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Оценка проводится лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. представляющим документацию на экологическую экспертизу, или лицом, которому предоставлено право на проведение работ по ОВОС.
Предусматривается, что Правила № 1644 не применяются к материалам ОВОС (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы ОВОС), общественные обсуждения по которым будут завершены до 01.03.2025. А это значит, что, если наши материалы ОВОС разработаны с учетом Требований № 999[5] и если до 01.03.2025 они не пройдут общественные обсуждения «по старинке», придется корректировать материалы и вникать в новые правила оценки.
Что нового в процедуре ОВОС?
С марта 2025 года процедура оценки будет состоять из следующих этапов:
- проведение предварительной оценки;
- подготовка технического задания;
- проведение исследований;
- подготовка предварительных материалов ОВОС;
- направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений;
- проведение общественных обсуждений;
- подготовка окончательных материалов и их размещение в открытом доступе в сети «Интернет» для ознакомления общественности.
В обновленных «правилах игры» серьезно переработана процедура прохождения общественных обсуждений, в частности:
– теперь общественные слушания могут проводиться не по инициативе заказчика или исполнителя, а по инициативе граждан, а также уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений;
– предусмотрено размещение уведомлений о проведении обсуждений и их результатов в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;
– появились требования о публикации подписанного протокола в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;
– появилось требование о размещении заказчиком (исполнителем) окончательных материалов ОВОС в открытом доступе в сети Интернет на 30 дней.
И поскольку само проведение общественных обсуждений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя), то тут при их разном подходе к нормативному регулированию данного вопроса на своем уровне будет еще много «интересных» позиций и правоприменения. Но это уже другая история.
Вопросу обновленной процедуры обсуждений мы еще уделим время в следующих номерах журнала, а пока давайте все-таки разберемся, насколько кардинально нужно будет переработать материалы ОВОС, исследования по которым были начаты в 2024 году, но не завершились к 01.03.2025.
Собственно исследования в рамках ОВОС сегодня включают более широкий список работ и обоснований. Многие позиции конкретизированы и расширены. Выделим основные блоки.
Блок 1. Общая характеристика намечаемой деятельности
Ранее материалы ОВОС содержали «определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в т.ч. отказа от деятельности». Это достаточно общая формулировка, и каждый проектировщик формировал материалы по своему видению и опыту. Положение № 1644 конкретизирует содержание данного раздела.
С 01.03.2025 определение характеристик планируемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернативных вариантов ее реализации будет включать:
- Цель реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.
- Описание планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая:
- описание технических решений с указанием технических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность;
- сведения о потребности в сырьевых ресурсах, топливе, газе, воде, электрической энергии и источниках их поступления;
- данные о планируемой мощности планируемой деятельности, составе и характеристике производства, номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг);
- сведения об использовании сырья и отходов производства;
- сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
- сведения о земельных участках, категории земель, на которых планируется реализация деятельности;
- технико-экономические показатели планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства с учетом площади застройки, общей площади, строительного объема (в т.ч. подземной части), количества этажей (в т.ч. подземных) и протяженности (для линейных объектов).
[1] Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644.
[2] Оценка воздействия на окружающую среду.
[3] См.: Мандра Ю.А. Процедура проведения ГЭЭ: алгоритм и порядок взаимодействия сторон // ЭкоСпоры. 2024. № 1. С. 31–40.
[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающейся среды» (в ред. от 08.08.2024).
[5] Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999.