В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и (в более широком смысле) условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны создаваться (устанавливаться) санитарно-защитные зоны.
Данная правовая норма содержится в п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) и п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).
Природоохранное законодательство не содержит норм, определяющих само понятие «санитарно-защитная зона» (далее — СЗЗ) и ее размеры. Как указано в п. 3 ст. 52 Федерального закона № 7-ФЗ, порядок установления защитных зон регулируется законодательством, но в природоохранном законодательстве нет подзаконных правовых актов, регулирующих установление СЗЗ. В части 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ более конкретно указано, что размеры СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом именно в Федеральном законе № 96-ФЗ (ст. 30) установлены обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по соблюдению режима СЗЗ объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, что делает соблюдение режима СЗЗ объектом государственного экологического надзора.
Вместе с тем установление и соблюдение режима СЗЗ предприятий в настоящее время на многих густонаселенных территориях связано с наличием противоречий между различными землепользователями при использовании земель, занятых СЗЗ предприятий, для строительства и эксплуатации зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, причем в условиях активизации рыночного оборота земель эти противоречия усиливаются.
Справка. Масштаб распространения СЗЗ и занятых ими земель достоверно не установлен. Согласно введенной с 2006 г. статистической отчетности по согласованию проектов СЗЗ такие проекты (и, соответственно, сами СЗЗ) в отдельные годы за период 2007–2010 гг. должны были иметь 130–160 тыс. объектов. Косвенно о количестве предприятий, которые должны иметь СЗЗ, свидетельствуют сведения о регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре, согласно которым в России насчитывается около 110 тыс. организаций, эксплуатирующих 260 тыс. ОПО. Однако фактическое количество предприятий, в отношении которых по санитарному законодательству предусмотрены СЗЗ с нормативными размерами от 50 до 1000 м, значительно больше: по состоянию на 01.01.2010 было зарегистрировано 17,2 тыс. предприятий добывающей промышленности и 411 тыс. — обрабатывающей промышленности (с нормативным размером СЗЗ от 50 м для предприятий швейной, мебельной промышленности и т.п. и до 1000 м — для химических и других аналогичных производств). Как показал укрупненный расчет, исходя из количества предприятий (только в части промышленного производства) и преобладающего размера нормативной СЗЗ по каждому виду экономической деятельности, суммарная площадь нормативных СЗЗ оценивается не менее чем в 500 тыс. км2, на которых уже имеются или потенциально возможны инциденты, касающиеся режима использования земель.
В связи с этим отношения по установлению и соблюдению режима СЗЗ становятся объектом регулирования нормами различных отраслей права, в первую очередь законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СЗЗ
Согласно законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения СЗЗ — это специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для наиболее опасных предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению СЗЗ — это защитный барьер (точнее — территориальный разрыв), обеспечивающий за счет рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе уровень безопасности населения при эксплуатации объекта, связанной с выбросами загрязняющих веществ.Возникновение механизмов защиты населения на селитебных территориях от загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями относится к концу 40-х – началу 50-х гг. ХХ в. В послевоенный период восстанавливалось народное хозяйство, строились новые промышленные предприятия, при проектировании которых ставились задачи недопущения загрязнения атмосферного воздуха и сведения к минимуму выбросов предприятиями вредных веществ. Однако даже при реализации всех имеющихся в то время решений по очистке отходящих газов (а вводить в действие новые предприятия, отдельные цехи или агрегаты, выбрасывающие в атмосферный воздух вредные газы, пары и пыль, без обеспечения очистки промышленных выбросов в соответствии с Приказом Министра здравоохранения СССР от 14.06.1949 № 431 было запрещено) достигнуть качества атмосферного воздуха, соответствующего установленным для населенных мест гигиеническим нормативам, на границе промышленного предприятия удавалось не всегда. Поэтому в условиях государственной собственности на землю и при неограниченных возможностях государства по ее использованию сформировалась идея территориального разделения площадей промышленных зон и зон жилой застройки с соответствующей инфраструктурой.
Первым общераспространенным нормативным актом для нужд проектирования промышленных предприятий с учетом охраны атмосферного воздуха были утвержденные Госстроем СССР в 1951 г. «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (НСП 101-51)», которые уже содержали используемую в настоящее время санитарную классификацию предприятий, устанавливали классы опасности (по характеру производственных вредностей и условиям технологического процесса) и определяли ширину СЗЗ для предприятий 1, 2, 3, 4 и 5 классов опасности (соответственно 1000, 500, 300, 100 и 50 м). Впоследствии эти нормы переиздавались с внесением некоторых изменений и дополнений: НСП 101-54, СН 245-63 и СН 245-71 (последние в неизменном виде действовали до 2003 г., когда они утратили силу Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 89). Все указанные нормы распространялись только на проектирование вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений, а контроль за их соблюдением на стадии утверждения проектов осуществляли санитарные инспекторы.
В постсоветское время впервые были утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 41 СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которые были предназначены для предприятий, деятельность которых связана не только с проектированием и строительством, но и с эксплуатацией объектов. Впоследствии эти СанПиН были заменены на СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 и ныне действующие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в новой редакции, утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, с последующими изменениями и дополнениями; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов.
Обратите внимание. Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых данными СанПиН не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I–III классов опасности должен разрабатываться проект ориентировочного размера СЗЗ, который должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Разработка ориентировочного размера СЗЗ включает в себя:
- расчет предварительной СЗЗ, выполненный на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.);
- установление окончательной СЗЗ на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух.
Размер СЗЗ устанавливается от границы промышленной площадки или от источника выбросов загрязняющих веществ. От источников выбросов размер СЗЗ устанавливается при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов, т.е. СЗЗ может (по крайней мере теоретически при большой площади промплощадки) не выходить за пределы землеотвода предприятия. Но в большинстве случаев размер СЗЗ устанавливается от границы территории промплощадки (т.е. СЗЗ находится за пределами землеотвода предприятия), в т.ч.:
- от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
- в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
- при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.
По своей сути организация СЗЗ является планировочным решением (наряду с техническими, технологическими и иными решениями) обеспечения качества среды обитания человека, т.е. санитарно-эпидемиологического благополучия (в части качества атмосферного воздуха на территории населенных мест). Не случайно в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012) нет специальных норм, регулирующих обязательность установления СЗЗ, а их упоминание в данном Федеральном законе касается лишь отношений градостроительного проектирования — разработки схем территориального планирования, генеральных планов поселений, проектов планировки жилых районов и т.п. (ст. 12), а также непосредственно обеспечения качества воздуха в городских и сельских поселениях, в жилых помещениях и т.п. (ст. 20). Поэтому при отсутствии превышения ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест и ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух в пределах ориентировочного размера СЗЗ или даже непосредственно на границе промышленной площадки размеры СЗЗ могут быть сокращены вплоть до полной ликвидации СЗЗ.
Согласно п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем, а для предприятий I и II классов опасности — только Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в установленном порядке. Фактически постановления об изменении СЗЗ таких предприятий обычно подписывает непосредственно Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, с последующей регистрацией этого постановления в Минюсте России и с официальным опубликованием в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, что определяет статус постановления об изменении СЗЗ предприятий I и II классов опасности как нормативного правового акта самого высокого уровня.
Изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения (если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает (нормативную) ориентировочную СЗЗ до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 признается нецелесообразным).
К сведению. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть изменены решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации на основании действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух. Если при рассмотрении проекта СЗЗ промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера СЗЗ может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Несмотря на достаточно подробные положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 об условиях установления и изменения размера СЗЗ по классам предприятий, у многих предприятий в процессе возникает много вопросов, поэтому практический интерес представляет письмо Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32). В данном письме отмечается, что с целью установления окончательного размера СЗЗ после ввода предприятия, сооружения или иного объекта в эксплуатацию расчетные границы СЗЗ должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
Согласно письму № 01/9550-12-32 в случае сокращения размеров СЗЗ по сравнению с размерами, приведенными в санитарной классификации предприятий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, или с ранее установленными размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II классов опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III–V классов опасности — по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
В письме № 01/9550-12-32 рекомендуется при составлении программы натурных исследований и измерений распределять их в течение года посезонно.
Согласно данному письму на границе жилой застройки подтверждением соблюдения гигиенических нормативов являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля, который в том числе включает данные лабораторного контроля. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух согласно требованиям п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проводятся на границе СЗЗ промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
На заметку. Наличие СЗЗ допускает возможность превышения нормативов качества атмосферного воздуха за пределами промышленных площадок, но обуславливает ответственность предприятий за соблюдение режима СЗЗ при отсутствии у них каких-либо прав на земли под СЗЗ.
Установленные в санитарном законодательстве компромиссные механизмы сокращения СЗЗ, связанные с дорогостоящей разработкой и согласованием проектов СЗЗ, не устраняют объективных противоречий в правах и обязанностях сторон, заинтересованных в использовании земель, занятых СЗЗ. Решение этих проблем связано с реформированием законодательства о градостроительной деятельности в рамках территориального планирования и установления и соблюдения режима СЗЗ в соответствии с нормами рыночного оборота земель.
ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ СЗЗ
Соблюдение режима СЗЗ допускает многообразное использование занятых ими земель. Согласно п. 5.3, 5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в границах СЗЗ допускается размещать нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей. В СЗЗ объектов пищевой промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.
Однако следует отметить, что при отсутствии какого-либо государственного санитарно-эпидемиологического или иного надзора за принятием проектной документации и процессом строительства (а с 2011 г. — и за выбором земельного участка под объект капитального строительства) инвесторы получали разрешение на жилую застройку, включая отдельные жилые дома, коттеджную застройку, строительство спортивных сооружений, образовательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования, размещение которых в СЗЗ не допускается. И наоборот, могут быть выданы разрешения на строительство по соседству с указанными учреждениями и жилыми домами производственных объектов, ориентировочная СЗЗ которых заведомо охватывает площади, занятые указанными учреждениями и жилыми домами. При этом в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем 2 и общей площадью не более чем 1500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление СЗЗ (кроме особо опасных, технически сложных или уникальных объектов), в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) не предусмотрена экспертиза проектной документации, а согласно ст. 44 ГрК РФ градостроительные планы земельных участков, которые предоставляются органами местного самоуправления (ст. 46 ГрК РФ) для проектирования, даже не предусматривают информации о наличии на участке режима СЗЗ.
В связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ, отношения, связанные с соблюдением ограничительного режима СЗЗ, подлежат регулированию в рамках территориального планирования Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ГрК РФ СЗЗ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Данное понятие используется и в земельном законодательстве.
К сведению. В соответствии со ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) порядок установления зон с особыми условиями использования земель определяется: Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся соответственно в муниципальной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 10 ГрК РФ характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального значения, должны указываться в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, наряду со сведениями о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основными характеристиками и местоположением. Характеристики зон с особыми условиями использования территорий, включая СЗЗ, учитываются и при разработке и согласовании схем территориального планирования менее высоких уровней.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ГрК РФ проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 21 ГрК РФ проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях этих муниципальных образований. Материалы по обоснованию данной схемы в виде карт должны отображать такие зоны с особыми условиями использования территорий.
Особое значение для предотвращения конфликта интересов в связи с возможным установлением и необходимостью соблюдения СЗЗ имеют генеральные планы поселений и городских округов. Согласно ч. 8 ст. 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт должны отображать зоны с особыми условиями использования территорий, а в текстовой форме содержать:
- утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
- утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов местного значения поселения, городского округа, при размещении объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке должны отображаться на картах градостроительного зонирования (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ), в материалах по обоснованию проектов планировки территории в графической форме (ст. 42 ГрК РФ) и в проектах межевания территории (ст. 43 ГрК РФ).
Согласно ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом зон с особыми условиями использования территорий.
Для подготовки документации территориального планирования принципиально важное значение имеют положения земельного законодательства и законодательства о недвижимости. Согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Поэтому предприятиям, заинтересованным в обеспечении соблюдения режима своих ССЗ, в целях исключения возможных конфликтов в отношении использования земель, занятых СЗЗ, необходимо зарегистрировать свои СЗЗ как зоны с особыми условиями использования территорий в государственном кадастре недвижимости, порядок ведения которого утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42.
Извлечение из Порядка ведения государственного кадастра недвижимости
(утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42)
[…]
14. Запись о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре имеет следующую структуру:
1) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий;
2) описание местоположения границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;
3) реквизиты правовых актов:
акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территорий и источники официального опубликования этого акта;
акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта;
4) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий;
5) виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны;
6) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.
[…]
Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены. Одним из таких ограничений являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в СЗЗ. В связи с этим Земельный кодекс содержит нормы, регулирующие возмещение убытков при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В соответствии со ст. 57 ЗК РФ возмещение убытков осуществляется лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления СЗЗ и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Таким образом, регулирование отношений, связанных с выполнением требований природоохранного законодательства об установлении и соблюдении режимов СЗЗ предприятий и организаций, первоначально осуществлявшееся в соответствии с санитарными нормами и правилами, в настоящее время в значительной мере переходит в сферу имущественных отношений, что предполагает учет в практической деятельности норм гражданского, земельного права и законодательства о градостроительной деятельности.