НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
А.Г. Дудникова
Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»: что нового?
Российское законодательство в области водоснабжения и водоотведения продолжает претерпевать изменения, а мы продолжаем попытки разгадать логику нормотворца. Так, незаметно для многих было принято Постановление Правительства РФ от 05.01.2015 № 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения». Давайте выясним, какие изменения предусмотрены данным Постановлением.
БОЛЬНАЯ ТЕМА
В.В. Севрюгина
Обзор законодательства в сфере водоотведения
Перенос сроков вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) становится традицией каждого уходящего года, и 2014 год не стал исключением. На этот раз законодатель предусмотрел перенос сроков установления для абонентов централизованных систем водоотведения нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, а также ввода в эксплуатацию такими абонентами локальных очистных сооружений и (или) разработки планов снижения сбросов до 1 июля 2015 г. В статье мы предлагаем вам обзор нормативных правовых актов, принятых в развитие «многострадального» Федерального закона № 416-ФЗ.
Е.А. Нельзикова
О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности
6 февраля на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/ был представлен текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». Часть положений, касающихся лицензирования в области обращения с отходами, не изменилась в сравнении с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014), но некоторые из них все же претерпели изменения. Рассмотрим их подробнее.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
М. Ламихова
Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации
Вот уже более полугода — с 1 августа 2014 г. — природопользователи живут в соответствии с новыми правилами в области размещения отходов. Именно в этот день вышел Приказ Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» и вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». В настоящее время на федеральном уровне активно ведется государственный реестр объектов размещения отходов, который включает в себя сведения об эксплуатируемых объектах размещения отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
ОХРАНА ЛЕСОВ, НЕДР И ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В.Е. Пинаев, Д.В. Касимов, О.О. Афанасьева
Раздел МООС проектной документации для трубопровода: мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова
В соответствии с п. 40 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 10.12.2014; далее — Положение о проектной документации), разд. 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (далее — МООС) проектной документации на линейные объекты капитального строительства должен содержать сведения о мероприятиях по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова. Проведение таких мероприятий является особенно актуальным для предприятий нефтегазового комплекса. Давайте обратимся к сложившейся практике разработки данных мероприятий в составе раздела МООС проектной документации для трубопроводов, строительство которых предполагается осуществлять в Мурманской области.
ВОПРОС — ОТВЕТ
Нужно ли нам разрабатывать проект нормативов допустимых сбросов в централизованные системы водоотведения, если у организации есть свой водозабор (лицензия в наличии), она является собственником канализационной насосной станции, а объем сбросов у нее составляет более 200 м3/сут. с учетом всех субабонентов (сторонние организации города, школа, столовая и др.)?
Требуется ли устанавливать на резервуары, используемые при перевалке нефтепродуктов на морской транспорт, систему рекуперации паров?
Требуется ли переоформление лицензии, действующей бессрочно, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014)?
Нужно ли вести журнал учета движения отходов отдельно для каждого магазина сети супермаркетов, расположенных в Самарской области (г.о. Тольятти — 9 магазинов, г. Жигулевск — 1 магазин, Ставропольский район — 1 магазин)?
ПЛАТА ЗА НВОС
В.А. Кривоносова
Сверка расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду
Действующее законодательство не содержит порядка осуществления сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) с территориальными органами (Росприроднадзором), в т.ч. требований о направлении каких-либо иных сведений для формирования акта сверки расчетов, кроме заявления. А это значит, что требование территориальных органов Росприроднадзора о предоставлении каких-либо документов для оформления акта сверки расчетов по плате за НВОС является необоснованным и неправомерным. Данный вопрос подробно проанализирован в статье.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Р.А. Исмаилов, М.Р. Исмаилов
Экологическая открытость инфраструктурных проектов как один из факторов общественного контроля в природоохранной сфере
В современных условиях развития экономики Российской Федерации вопросы экологии становятся все более актуальными и значимыми как с точки зрения модернизации объектов инфраструктуры и снижения нагрузки на окружающую среду, так и с позиции обеспечения эффективного общественного контроля и открытости данных в природоохранной сфере.
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
А.Б. Шаповалов
Рециклинг отходов нанодеструкцией в товарные продукты
В статье будут рассмотрены процесс нанодеструкции отходов в рамках предложенной модели «Деструкция вещества отходов на наноразмерные частицы и формирование из них вещества товарного продукта», основные методы нанодеструкции, определяющие инженерные решения (в частности, термическая и биологическая нанодеструкция), и их практическая реализация.
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Е.Б. Масловец
«Модуль природопользователя»: практические советы
Ежеквартально все природопользователи рассчитывают и перечисляют государству плату за негативное воздействие на окружающую среду. Заверенные руководителем предприятия и главным бухгалтером расчеты, сформированные по установленным Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. от 27.03.2008) формам, должны быть представлены в Росприроднадзор. В связи с отсутствием нормативных требований по обязательному представлению расчетов в электронном виде многие предприятия не пользуются специализированными программными средствами, в т.ч. программой «Модуль природопользователя». В статье предлагаем вам остановиться подробнее на некоторых особенностях работы с данной программой.