Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) было введено понятие «категоризация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», которое было призвано перестроить систему экологического нормирования.
Так, в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029[1] (далее — Постановление № 1029).
СЛОВАРЬ
Объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (далее — государственный учет).
Согласно ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих НВОС, определения областей применения НДТ, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет включает в себя в том числе:
- государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Государственный учет осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (далее — государственный реестр), который представляет собой государственную информационную систему и включает в себя:
- наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС;
- сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего НВОС;
- сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;
- сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;
- сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;
- сведения о декларациях о плате за НВОС;
- сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
- сведения о программе производственного экологического контроля;
- сведения о мероприятиях по снижению НВОС;
- информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ;
- информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
- сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
- информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий НВОС.
Государственный реестр состоит из федерального государственного реестра (сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору[2]) и региональных государственных реестров (сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору)[3].
Ведение федерального государственного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[4], ведение региональных государственных реестров — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок создания и ведения государственного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, в настоящее время Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»[5].
Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в течение 2 лет со дня вступления в силу Федерального закона 219-ФЗ (т.е. с 01.01.2015 до 01.01.2017). Как видите, налицо законодательное противоречие. На наш взгляд, именно этот срок, предусмотренный переходным положением Федерального закона № 219-ФЗ, — 01.01.2017 — необходимо учитывать природопользователям[6].
Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью , утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (далее — Приказ № 554).
В форме выделяются 4 раздела:
- «Сведения об объекте»;
- «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду»;
- «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды»;
- «Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды».
Рассмотрим указанные разделы подробнее и дадим небольшие правовые комментарии к отдельным пунктам разделов.
Комментарий к п. 3
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения[7].
Приведем перечень областей применения НДТ:
Извлечение
из Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р
(в ред. от 30.12.2015)
Перечень областей применения наилучших доступных технологий
1. Хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:
добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;
добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;
добыча нефти и природного газа;
производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;
добыча и обогащение угля и антрацита;
производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;
обезвреживание отходов, в том числе термическими способами;
захоронение отходов производства и потребления;
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона;
производство основных органических химических веществ;
производство продукции тонкого органического синтеза;
производство полимеров;
производство основных неорганических химических веществ — аммиака;
производство неорганических кислот, минеральных удобрений;
производство твердых и других неорганических химических веществ — оксидов, гидрооксидов, солей;
производство специальных неорганических химикатов;
производство прочих основных неорганических химических веществ;
обработка поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей;
нанесение покрытий на металлы и пластмассы с использованием электролитических или химических процессов;
производство стекла, керамических изделий;
производство цемента, извести, оксида магния;
производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация);
крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции;
дубление, крашение, выделка шкур и кож;
разведение свиней, сельскохозяйственной птицы;
убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;
производство пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции;
очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов.
2. Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:
сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов);
системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;
промышленные системы охлаждения;
обращение с вскрышными и вмещающими горными породами;
очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции (товаров), проведении работ и оказании услуг на предприятиях;
повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности;
производственный экологический контроль и его метрологическое обеспечение.
Комментарий к п. 4
В соответствии со ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор).
Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих НВОС и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением обозначенных выше объектов.
Комментарий к п. 4
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445[8] (в ред. от 15.12.2015).
В соответствии с пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов[9], причем размещение отходов на объектах, не внесенных в такой реестр, запрещается.
Основная сложность, с которой столкнутся многие природопользователи при заполнении заявки, заключается в том, что данные в разд. III необходимо будет представлять отдельно по каждому стационарному источнику выбросов, по каждому загрязняющему веществу от каждого стационарного источника выбросов, по каждому выпуску/сбросу сточных вод и по каждому объекту размещения отходов.
Таким образом, объем представляемых данных (особенно для крупных предприятий) будет довольно существенным.
Комментарий к п. 1
Объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе федерального уровня, установлены ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), а объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе регионального уровня, — ст. 12 Федерального закона № 174-ФЗ.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня утвержден Приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204[10].
Объекты, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации, установлены ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015).
Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (в ред. от 07.12.2015).
Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272.
Комментарий к п. 1
В соответствии со ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Программа ПЭК содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы ПЭК утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к программе ПЭК содержатся в ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля», однако данный документ не относится к нормативным правовым актам и, следовательно, его требования не являются обязательными[11].
КСТАТИ
Минприроды России разработан проект Приказа «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»[12].
Комментарий к п. 5
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Требования к проведению мониторинга содержатся в ГОСТ Р 56060-2014 «Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов», однако его требования не являются обязательными.
КСТАТИ
Минприроды России разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»[13].
Несмотря на то что Приказ № 554 был официально опубликован 10 февраля 2016 г., он вступит в силу не с момента его официального опубликования или спустя фиксированное количество дней, а с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ о порядке создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3 Приказа № 554). Однако, как мы уже отметили ранее, Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»[14] (далее — Проект) на данный момент[15] находится в стадии разработки.
Приведем несколько положений из Проекта, которые заслуживают особого внимания:
- до получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями комплексных экологических разрешений, представления деклараций о НВОС в государственный реестр включаются сведения о разрешениях на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешениях на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документах об утверждении НООЛР;
- в случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более объектах, заявка о постановке на государственный учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно;
- в случае если объект расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляет заявку о постановке на государственный учет в один из территориальных органов Росприроднадзора по месту размещения такого объекта;
- в случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых данный объект может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории по уровню НВОС, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню НВОС.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ в течение 10 дней со дня получения заявки уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (т.е. территориальный орган Росприроднадзора) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, с присвоением ему кода и категории и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
СЛОВАРЬ
Код объекта, оказывающего НВОС, — уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему НВОС, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.
Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам утвержден Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 553:
Извлечение
из Порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам
(утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 553)
[…]
3. Код объекта присваивается объекту территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации […].
4. Код объекта имеет следующую структуру:
|А|А|–|Б|Б|Б|Б|–|В|В|В|В|В|В|–|Г|, где
АА — код субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект […], в случае нахождения объекта во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации в качестве кода указывается буквенное значение «М» и буквенное значение моря по признаку: Азовское море — «А», Балтийское море — «Б», Баренцево море — «В», Белое море — «Г», Берингово море — «Д», Восточно-Сибирское море — «Е», Карское море — «Ж», Каспийское море — «З», Море Лаптевых — «И», Охотское море — «К», Черное море — «Л», Чукотское море — «М», Японское море — «Н», в случае нахождения объекта на континентальном шельфе Российской Федерации в качестве кода указывается буквенное значение «Ш» и буквенное значение моря;
ББББ — код территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на ведение государственного учета объектов, которым присвоен код объекта […];
ВВВВВВ — порядковый номер объекта, присвоенный территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на ведение государственного учета объектов […];
Г — обозначение вида объекта по площадной характеристике «Т» — точечный, «П»— площадной, «Л» — линейный.
5. Сведения о присвоении кода объекта отражаются в свидетельстве о постановке на государственный учет объекта, выдаваемом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте.
После утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий (см. Постановление № 1029) у многих природопользователей были опасения, что присвоенную объекту категорию нельзя будет изменить, однако в Проекте (как и в Федеральном законе № 7-ФЗ) предусмотрен механизм актуализации сведений об объекте.
Так, сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего НВОС;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с Проектом и ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений категория объекта может быть изменена.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующих документов выдается свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте.
Снятие с государственного учета объекта, оказывающего НВОС, осуществляется по месту постановки его на учет на основании представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем акта о его консервации или ликвидации. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующих документов выдается свидетельство о снятии объекта с государственного учета.
Отметим, что формы заявки об актуализации сведений об объекте и заявки о снятии объекта с государственного учета на данный момент не утверждены (что логично, ведь до актуализации сведений об объекте и уж тем более снятия объекта с государственного учета еще слишком далеко).
Отличительной и приятной особенностью Проекта является положение, которое направлено на защиту интересов природопользователей. Так, от юридического лица, индивидуального предпринимателя запрещается требовать в составе заявки о постановке объекта на государственный учет, заявки об актуализации сведений об объекте, заявки о снятии объекта с государственного учета:
•представления сведений, документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой объекта на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием объекта с государственного учета;
•представления сведений, документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
ВЫВОД
На сегодняшний день подготовка подзаконных нормативных правовых актов в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет подходит к логическому завершению. После принятия Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» природопользователи смогут наконец подать заявки о постановке объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (объекты должны быть поставлены на учет до 01.01.2017). Рекомендуем уже сейчас заняться составлением заявки, ведь это может занять продолжительное время и вызвать ряд вопросов, которые нельзя будет решить мгновенно. Надеемся, что некоторые из этих вопросов мы уже сняли в рамках настоящей статьи.
[1] Анализ данного документа см.: Нельзикова Е.А. Массовая категоризация // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 10–25 (https://www.profiz.ru/eco/11_2015/kategorizaciya/).
[2] Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.
[3] См. ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ.
[4] В соответствии с п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), федеральный государственный реестр ведет Росприроднадзор.
[6] Подробнее см.: Алымова А.В. Постановка объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет: лучше раньше, чем позже // Справочник эколога. 2016. № 2. С. 45–51 (прим. редакции).
[7] См. ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ. Подробнее о НДТ см.: Коржов В.Ю. Наилучшие доступные технологии: от А до Я // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 64–77 (прим. редакции).
[10] Анализ данного документа см.: Дубинский Н. Регламент проведении ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (https://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/) (прим. редакции).
[11] См. Алымова В.А. Экологические ГОСТы: в поисках обязательности // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 41–47 (прим. редакции).
[15] На момент подписания номера в печать.