В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений[1].
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[2].
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
• отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
• хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
• захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лица, обязанные вносить плату
На основании абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, оказывающих минимальное НВОС, освобождены от внесения платы.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС.
КСТАТИ
При накоплении отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
НА ЗАМЕТКУ
Применительно к отчетности за 2016 г. в отсутствие региональных операторов по обращению с ТКО плательщиком платы за размещение ТКО является оператор по обращению с ТКО.
Согласно п. 7 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов (далее — ОРО), которые не оказывают НВОС, плата за размещение отходов не взимается.
СЛОВАРЬ
Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в т.ч. шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Исключить НВОС объектов размещения отходов можно за счет природоохранных мероприятий, технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды.
Согласно Положению о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467, исключение НВОС объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, проводимого собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
Результаты мониторинга оформляются в виде отчета.
Обоснованием исключения НВОС объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в т.ч. нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО.
Решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС объектов размещения отходов принимает территориальный орган Росприроднадзора.
Основанием для принятия решения является отчет о результатах проведения мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов, который подготавливают лица, эксплуатирующие ОРО. Указанные лица ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным, представляют отчет в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.
Изложенная в отчете информация сопоставляется с имеющимися в территориальном органе Росприроднадзора данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Росгидромета (в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне) или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора.
Сопоставление проводится в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета.
По результатам сопоставления территориальный орган Росприроднадзора в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет.
Основания для принятия решения о неподтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от ОРО.
Таким образом, при размещении отходов на ОРО, в отношении которого выдано решение о подтверждении исключения НВОС объектов размещения отходов в отчетном периоде, плата за размещение отходов за данный отчетный период (год) не вносится.
Платежная база
Платежной базой для исчисления платы за размещение отходов является объем или масса отходов, размещенных в отчетном периоде.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля[3] в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за НВОС[4].
Для лиц, обязанных вносить плату, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП), при определении платежной базы учитываются размещаемые в пределах установленных лимитов объем или масса отходов, указанные в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Если отходы размещены с превышением объемов или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, данное превышение при определении платежной базы учитывается как размещение отходов сверх установленных лимитов на их размещение.
При определении платежной базы юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, не учитывают объемы или массы вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, использованных при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации согласно законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами, не включаемые в лимиты на размещение отходов.
Порядок исчисления платы
Плата за размещение отходов исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов на соответствующие ставки указанной платы с применением установленных коэффициентов (табл. 1) и суммирования полученных величин.
Плата за размещение отходов в пределах лимитов Плр, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой СМСП, рассчитывается по формуле:
где Млj — платежная база по размещаемым отходам j-го класса опасности, определяемая за отчетный период как масса (объем) размещенных отходов в количестве, равном или менее установленных лимитов на размещение отходов, т (м3);
Нплj — ставка платы за размещение отходов j-го класса опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913)[5], руб./т (руб./м3);
Кот — дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами[6], равный 2;
Кл — коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, равный 1;
Кст — стимулирующий коэффициент к ставке платы при размещении отходов j-го класса опасности в соответствии с п. 6 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ (см. табл. 1);
j — класс опасности отходов;
m — количество классов опасности отходов.
Плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов Псл, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой СМСП, рассчитывается по формуле:
где Мслj — платежная база по размещенным отходам j-го класса опасности, определяемая как разница между массой (объемом) размещенных отходов и массой лимитов на их размещение, т (м3);
Ксл — коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, равный 5.
При отсутствии документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лица, обязанные вносить плату, для ее расчета используют формулу (2).
Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к СМСП, в отношении объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу (1), а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, — формулу (2).
При исчислении платы за размещение отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока не более 11 месяцев, расчет осуществляется по формуле (2), в которой вместо коэффициентов Кл и Кст применяется коэффициент Клр — за объем или массу отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока не более 11 месяцев, равный 0.
К СВЕДЕНИЮ
С 01.01.2020 в формуле (2) за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, будет применяться коэффициент Ксл, равный 25.
При исчислении платы за НВОС лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировать ее размер.
Вместе с тем на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 корректировка размеров платы возможна только в отношении выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Ставки платы
Ставки платы за размещение отходов по классу их опасности утверждены Постановлением № 913 (табл. 2).
Размеры ставок платы в Постановлении № 913 установлены на трехлетний период — с 2016 по 2018 гг.
В соответствии с принятыми в 2015 г. правительственными решениями о сохранении на период 2016–2018 гг. неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, размеры ставок платы за размещение отходов определены на основании нормативов платы, установленных ранее Постановлением № 344, с учетом инфляционных коэффициентов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
К СВЕДЕНИЮ
Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в т.ч. при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.
Порядок и сроки внесения платы, представления декларации
Плата за размещение отходов вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту учета ОРО.
НА ЗАМЕТКУ
Плата за размещение отходов зачисляется на КБК 048 1 12 01040 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства и потребления».
Отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Обратите внимание: лица, обязанные вносить плату (за исключением СМСП) вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
В срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в Росприроднадзор и его территориальные органы (администратор платы) декларацию о плате за НВОС[7].
Декларация формируется лицами, обязанными вносить плату, с помощью электронных сервисов, в т.ч. предоставляемых Росприроднадзором.
Росприроднадзор и его территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Электронные сервисы» обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления декларации, которые должны быть доступны для лиц, обязанных вносить плату, на безвозмездной основе.
Декларацию представляют лица, обязанные вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет»).
При отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи, декларация о плате за 2016 г. представляется на бумажном носителе.
В случае представления декларации в форме электронного документа представление ее на бумажном носителе не требуется.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тыс. руб. лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе (сформированной путем использования вышеназванных электронных сервисов).
НА ЗАМЕТКУ
Если у лица, обязанного вносить плату, нет технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», декларация представляется на бумажном носителе без представления копии на электронном носителе.
Декларация на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Росприроднадзора, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате, по месту учета объекта, оказывающего НВОС, ОРО.
В случае если объекты, оказывающие НВОС, ОРО находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация.
В случае если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих НВОС, ОРО, то представляется одна декларация.
Декларация на бумажном носителе может быть представлена лицами, обязанными вносить плату, лично или через уполномоченного представителя лица, обязанного вносить плату, либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.
Датой представления декларации в форме электронного документа считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре.
Датой представления декларации на бумажном носителе считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Декларация содержит раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» и раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».
Раздел 3 заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Он заполняется по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.
В случае размещения отходов на ОРО, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких ОРО размещаются отходы.
Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.
Данный раздел заполняется как в отношении отходов, не относящихся к ТКО, так и в отношении ТКО. В столбце 11 в строках «справочно» указывается фактическое количество ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению.
Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.
Контроль за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения
Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом является Росприроднадзор и его территориальные органы (администратор платы).
Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 05.12.2016).
Предмет контроля за исчислением платы — правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы.
Контроль за исчислением платы осуществляют с помощью мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы.
Если при проведении проверки выявлены ошибки в декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы платы за НВОС подлежат возврату лицу, обязанному вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются в порядке, установленном Росприроднадзором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Недоимки по плате за НВОС за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
[1] Подробнее см.:
– Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ);
– Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Подробнее см.: Сорокин Н.Д. Впереди — внесение платы за НВОС // Справочник эколога. 2016. № 12. С. 62–75 (прим. редакции).
[3] Подробнее см.:
– Хотиенко С.И. Программа ПЭК и отчет о результатах ПЭК: актуальные требования // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 53–62;
– Нельзикова Е.А. Коротко о ПЭК: 5 насущных вопросов // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 63–67 (прим. редакции).
[4] Подробнее см.: Нельзикова Е.А. Плата за НВОС: заполняем декларацию // Справочник эколога. 2017. № 2. С. 57–66 (profiz.ru/eco/2_2017/deklaracija_NVOS) (прим. редакции).
[5] Анализ Постановления № 913 см.:
– Бабич М.Е. Ставки платы за НВОС: новое регулирование // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 56–59;
– Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды: что изменилось? // Справочник эколога. 2017. № 2. С. 67–73 (прим. редакции).
[6] О том, какие территории и объекты находятся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, см.: Кокотов Б.В. Когда применяется дополнительный коэффициент 2 при исчислении платы за НВОС? // Справочник эколога. 2017. № 3. С. 70–75 (прим. редакции).
[7] Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».