Расширенная ответственность производителей и импортеров (далее — РОП) в России — это прекрасный замысел, не идеальное, но работоспособное законодательное и нормативное оформление и абсолютно неэффективное (мягко выражаясь) исполнение.
На арене РОП выступают профессиональные лоббисты производителей и импортеров, стремящиеся умножить РОП на ноль, фейковые[1] утилизаторы, растаскивающие многомиллиардный бюджет по «норам», и бездействующее государство.
В условиях паралича исполнения законодательства реформа РОП обречена на фиаско. Но пока ораторы всех мастей ломают копья на трибунах и в СМИ, время идет, приближая сроки очередной отчетности, а отчетность по РОП, несмотря на кажущуюся простоту, имеет множество нюансов и подводных камней.
Авторы данной статьи «погружены» в РОП полностью, начиная от утилизации целого ряда отходов и заканчивая составлением отчетности по РОП для заказчиков, и готовы прокомментировать проблему от лица тех, «кто знает и умеет».
Оценить масштаб бедствия
Если ранжировать для предприятий риски, связанные с РОП, то самый большой из них — не знать, что ты подпадаешь под РОП. Как показывает практика, это ситуация более чем распространенная.
Если импортеры товаров еще как-то осведомлены о своих обязанностях в отношении отходов от использования тех товаров, что они импортируют, то отечественные производители товаров в большинстве своем до сих пор пребывают в блаженной уверенности, что они никому ничего не должны.
Ситуация несколько разнится по отраслям: если в отношении компьютеров или холодильников производитель/импортер, как правило, осведомлен о своих РОП-обязанностях, то в отношении отопительного оборудования, или резинотехнических изделий, или масляных автомобильных фильтров даже мысли такой не возникает, что, впрочем, никак не смягчает возможных мер реагирования со стороны надзорных органов.
Такая картина в большой степени объясняется тем, что с импортерами работает центральный аппарат Росприроднадзора, располагающий хотя бы списками импортеров от таможни, а в отношении отечественных производителей эта работа ложится на плечи территориальных органов Росприроднадзора, которые не имеют для ее исполнения ни штата, ни методологии и полномочий, ни даже региональной базы производителей товаров. Однако и этот факт не отменяет постулата «незнание закона не освобождает от ответственности».
На заметку
Каждый хозяйствующий субъект должен четко и обоснованно идентифицировать себя как субъекта РОП либо четко и обоснованно сформулировать, почему он таковым не является. Для этого откройте Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (в ред. от 16.06.2018) и внимательно прочтите список товаров, обращая внимание на каждую позицию, включая упаковку, — с большой долей вероятности у вас что-нибудь да окажется.
А что если этого не делать?
Это самая большая ошибка, потому что в этом случае вы не только рискуете деньгами (штрафы, платежи в двойном размере), но и можете быть привлечены к ответственности по ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов» Уголовного кодекса Российской Федерации.
23 марта в 11:00 МСК состоится вебинар на тему «Отчетность по экосбору за 2019 год».
Программа вебинара:
• Какими НПА регламентируется отчетность по экосбору?
• Кто, куда и в какие сроки обязан отчитаться?
• Какие сложности возникают на практике?
• Какая ответственность предусмотрена за неисполнение обязанностей в рамках РОП?
• Какие изменения готовятся на законодательном уровне?
Не занимайтесь самолечением
Идентифицировав себя как потенциального плательщика экосбора, мы переходим к количественной оценке «налогооблагаемой базы». На протяжении всего периода внедрения РОП в нашей стране мы убеждаемся, что эта на первый взгляд простая задача является в высшей степени сложной для природопользователей. Не потому, что она сложна сама по себе, а потому, что заниматься ею на предприятии некому.
Мы не говорим о транснациональных компаниях либо российских нефтедобывающих гигантах — у тех, конечно же, под эту задачу созданы специальные подразделения. Но для большинства предприятий целый год платить зарплату специалисту, который единожды сделает отчетность по РОП, — избыточная роскошь. Между тем вопрос количественной оценки — ключевой вопрос.
Как выходят из этой ситуации?
[1] Фейковый — фальшивый, ненастоящий, поддельный, вводящий в заблуждение (прим. редакции).