Отдаем журнал бесплатно!

Методика исчисления вреда атмосферному воздуху

Со школьной скамьи нам известно, что природопользование является платным. Любая хозяйственная деятельность априори наносит вред окружающей среде, поэтому негативное влияние на нее облагается налогами, сборами и различными платежами. Для реализации принципа платности природопользования устанавливаются таксы и методики исчисления вреда окружающей среде и ее компонентам. Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха.

 

Принцип платности природопользования закреплен ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ[1], а более подробно расписан в ст. 77 и 78 данного Федерального закона:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде[2] в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
[…]
3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
[…]
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

 

Минприроды России утверждены таксы и методики исчисления вреда отдельным компонентам окружающей среды:

• водным объектам[3];

• почвам[4];

• охотничьим ресурсам[5];

• объектам животного мира[6].

Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха: в феврале опубликован Приказ Минприроды России от 28.01.2021 № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды» (далее — Методика).

Кто должен платить?

Методика разработана для расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий. При этом вред необходимо исчислить и внести плату за него в случаях, если при эксплуатации данных объектов НВОС были нарушены установленные для них нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ).

 

На рисунке показано, для каких категорий и в случае превышения каких именно нормативов выбросов исчисляется вред, причиненный атмосферному воздуху.

Кроме того, Методика напоминает, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I и II категорий,  предельно допустимые выбросы признаются соответственно НДВ, технологическими нормативами[7]:

• на объектах I и II категорий, получивших до 01.01.2019 разрешения на выбросы, — до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС);

• на объектах I категории, с 01.01.2019 получивших или переоформивших разрешения на выбросы, — до получения КЭР.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] См. Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (в ред. от 26.08.2015).

[4] См. Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в ред. от 11.07.2018).

[5] См. Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (в ред. от 17.11.2017).

[6] См. Приказ МПР России от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» (в ред. от 12.12.2012).

[7] Части 1 и 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Методика исчисления вреда атмосферному воздуху

Со школьной скамьи нам известно, что природопользование является платным. Любая хозяйственная деятельность априори наносит вред окружающей среде, поэтому негативное влияние на нее облагается налогами, сборами и различными платежами. Для реализации принципа платности природопользования устанавливаются таксы и методики исчисления вреда окружающей среде и ее компонентам. Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха.

 

Принцип платности природопользования закреплен ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ[1], а более подробно расписан в ст. 77 и 78 данного Федерального закона:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде[2] в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
[…]
3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
[…]
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

 

Минприроды России утверждены таксы и методики исчисления вреда отдельным компонентам окружающей среды:

• водным объектам[3];

• почвам[4];

• охотничьим ресурсам[5];

• объектам животного мира[6].

Теперь дошла очередь и до атмосферного воздуха: в феврале опубликован Приказ Минприроды России от 28.01.2021 № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды» (далее — Методика).

Кто должен платить?

Методика разработана для расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий. При этом вред необходимо исчислить и внести плату за него в случаях, если при эксплуатации данных объектов НВОС были нарушены установленные для них нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ).

 

На рисунке показано, для каких категорий и в случае превышения каких именно нормативов выбросов исчисляется вред, причиненный атмосферному воздуху.

Кроме того, Методика напоминает, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I и II категорий,  предельно допустимые выбросы признаются соответственно НДВ, технологическими нормативами[7]:

• на объектах I и II категорий, получивших до 01.01.2019 разрешения на выбросы, — до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС);

• на объектах I категории, с 01.01.2019 получивших или переоформивших разрешения на выбросы, — до получения КЭР.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] См. Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (в ред. от 26.08.2015).

[4] См. Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в ред. от 11.07.2018).

[5] См. Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (в ред. от 17.11.2017).

[6] См. Приказ МПР России от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» (в ред. от 12.12.2012).

[7] Части 1 и 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2021.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам