Необходимость актуализации учетных сведений об объекте НВОС[1] в случае изменения характеристик источников загрязнения не должна использоваться для приведения категории объекта в соответствие с измененными Критериями[2]. При этом на практике государственные органы осуществляют такие действия, чем серьезно усложняют жизнь организациям. В рамках статьи разберемся с тем, что делать, если вы попали в такую ситуацию.
Изменение госорганом категории объекта при проведении актуализации учетных сведений является недопустимым, если на объекте не произошли изменения, в результате которых объект стал соответствовать иному критерию отнесения к объектам I–IV категорий.
Специалисты экологических служб предприятий довольно часто сталкиваются с необходимостью прохождения процедуры актуализации учетных данных об эксплуатируемых объектах НВОС, несущей в себе много сюрпризов.
Отметим, что процедура постановки объектов НВОС на государственный учет и процедура актуализации учетных данных представляют собой два разных процесса:
· Постановка на учет необходима для первичной регистрации объектов, которые оказывают НВОС.
· Актуализация учетных сведений требуется в случае возникновения определенных обстоятельств. Например, когда у зарегистрированного объекта изменяются характеристики источников загрязнения окружающей среды.
Однако на практике возникла интересная проблема: в некоторых случаях органы контроля стали трактовать попытку обновления учетных данных об объекте как повод:
· для анализа всех сведений об объекте НВОС (как если бы объект был только номинирован на включение в государственный реестр);
· принятия решения об изменении категории объекта НВОС (при необходимости).
Признаем, эта идея может подаваться под соусом «так установлено законом». Ведь в п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ[3] сказано: «категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду».
Однако важны детали и системный анализ, а не поверхностный подход.
Данная проблема вызвана еще и тем, что при подаче сведений для цели актуализации заявитель:
· вынужден использовать форму заявки, предназначенную для постановки объекта на государственный учет;
· считает себя обязанным указывать данные, которые не имеют отношения к процедуре актуализации учетных сведений.
Это приводит к тому, что госорганы, получая заявление об актуализации учетных сведений, настроены увидеть в нем данные об объекте НВОС, выходящие за рамки только процедуры актуализации.
Особенное значение эта практика приобретает в контексте обновления критериев отнесения объектов НВОС к I–IV категориям с 01.01.2021 и желания уполномоченных органов привести категорию некоторых объектов в соответствие с изменениями.
Рассмотрим ситуацию на примере объекта хранения отходов III класса опасности.
СИТУАЦИЯ
До 01.01.2021 объекты хранения отходов производства и потребления III класса опасности относились к объектам II категории (вне зависимости от проектной мощности таких объектов).
С 01.01.2021 для решения вопроса об отнесении объекта хранения III класса опасности к определенной категории необходимо учитывать его проектную мощность:
Проектная мощность объекта, т/г |
Категория |
500 и более |
I |
Менее 500 |
II |
Однако изменение критериев по состоянию на 01.01.2021 не являлось поводом для внесения каких-либо изменений в учетные сведения об объектах НВОС, уже включенных в государственный реестр.
И главное — изменение критериев не является основанием для актуализации учетных сведений об объекте, в рамках которой может быть изменена категория объекта.
Позже появился инструмент корректировки сведений об объектах НВОС, который применяется в т.ч. в случае изменения критериев, но для применения этого инструмента необходимо:
· чтобы изменились критерии;
· истек определенный срок с момента изменения критериев.
Иными словами, задним числом инструмент корректировки применять как-то не с руки.
В этой связи контролирующим органам остается лишь пытаться корректировать категорию объекта (в рассматриваемом случае — повышать) с отсылкой к п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ при обращении природопользователя с заявлением об актуализации учетных сведений по иному поводу.
Тем не менее, как показывает Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2025 по делу № А70-7345/2024[4], соответствующую практику можно преодолеть.
Рассмотрим основные аспекты судебного решения и отметим моменты, которые могут быть полезны для специалистов экологических служб предприятий в подобных ситуациях.
Судебная практика
Общество обратилось в Управление с заявлением об актуализации учетных сведений об объекте НВОС — полигоне твердых бытовых отходов, который уже был включен в государственный реестр (объект II категории).
Причиной обращения являлось изменение количества источников выбросов, объемов выбросов загрязняющих веществ, а также характеристик размещаемых отходов.
Однако Управление отказало в актуализации сведений, сославшись на следующие причины:
1) в заявке отсутствуют сведения о проектной мощности объекта размещения отходов;
2) сведения о видах деятельности и проектной мощности не соответствуют заявляемой категории объекта НВОС.
Общество обжаловало решение органа контроля в судебном порядке, и суд признал отказ Управления незаконным, отметив, что представленные хозяйствующим субъектом сведения касались только характеристик источников загрязнения и не требовали предоставления дополнительных данных, таких как проектная мощность объекта.
Суд подтвердил, что для актуализации учетных данных об объектах НВОС требуется предоставление только тех сведений, которые непосредственно касаются изменений.
Требование о необходимости включения дополнительных данных (не относящихся к предмету актуализации и не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по актуализации сведений об объекте НВОС), не соответствует законодательству.
По мнению суда, с которым мы полностью согласны, при актуализации данных необходимо четко разделять вопросы, связанные с изменением характеристик источников загрязнения, и вопросы, касающиеся изменения категории объекта (например, продиктованные увеличением производственной мощности объекта или изменением видов деятельности, осуществляемых на объекте).
Так, суд подчеркнул, что категория объекта НВОС, установленная при постановке его на учет, не может быть произвольно изменена в рамках актуализации учетных сведений об объекте, так как сведения о категории объекта в данном случае не выступают предметом актуализации.
[1] Негативное воздействие на окружающую среду.
[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 18.12.2024).
[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).
[4] См. clck.ru/3GbV5x.