Со скрипом, медленно, но верно продолжается реформирование системы экологического контроля и надзора в нашей стране. В материалах, опубликованных ранее на страницах журнала, мы уже вдоль и поперек проанализировали многие новые положения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и механизмы их реализации. Данная статья не станет исключением. Ее мы посвятим еще одному важному законодательному нововведению — единой государственной системе учета отходов от использования товаров (далее — ЕГИС УОИТ).
К счастью, Минприроды России идет в ногу со временем (правда, отнюдь не всегда) и пытается максимально перенести осуществление надзорной деятельности в режим онлайн, создавая в помощь себе и природопользователям специальные электронные ресурсы, в т.ч. ЕГИС УОИТ. Что же представляет собой эта система и для чего она нужна? Давайте выясним.
Для начала отметим, что в настоящее время в России полным ходом идет внедрение системы контроля за утилизацией отходов от использования товаров[1].
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
•утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
•отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
На сегодняшний день опубликован ряд подзаконных актов в области обращения с отходами от использования товаров, в соответствии с которыми регулирование в данной отрасли предполагается осуществлять в несколько шагов:
1) производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации[2], декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в упаковке или без)[3];
2) производители и импортеры товаров осуществляют утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации[4] своими силами (в т.ч. вступив в ассоциацию производителей, импортеров товаров) и силами сторонних организаций (с заключением договора);
3) производители и импортеры товаров представляют отчетность о выполнении нормативов утилизации за предыдущий календарный год[5];
4) в случае невыполнения нормативов утилизации производители и импортеры товаров рассчитывают сумму экологического сбора[6] и уплачивают ее[7].
Именно для того, чтобы автоматизировать процессы сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и обеспечить доступ к указанной информации заинтересованных лиц, было принято решение о создании ЕГИС УОИТ.
СЛОВАРЬ
ЕГИС УОИТ — федеральная государственная информационная система, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (п. 1 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно п. 5.2.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), функции оператора ЕГИС УОИТ выполняет Росприроднадзор.
На основании п. 4 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ Росприроднадзор осуществляет правомочия обладателя государственного информационного ресурса ЕГИС УОИТ и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием ЕГИС УОИТ, в т.ч. на программные средства системы, от имени Российской Федерации. В целях эксплуатации сегментов ЕГИС УОИТ Росприроднадзор может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные организации, к которым относятся государственные учреждения или государственные унитарные предприятия, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Росприроднадзор, и иные организации.
В соответствии с п. 5 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ Росприроднадзор совместно с Минкомсвязью России устанавливает:
- функциональные требования к ЕГИС УОИТ;
- состав информации, порядок, способы, сроки и периодичность ее размещения поставщиками информации;
- формы и форматы электронных документов, размещаемых в ЕГИС УОИТ , а также состав информации, размещаемой в ЕГИС УОИТ в соответствии с такими формами;
- порядок хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в ЕГИС УОИТ;
- порядок ведения соответствующих реестров в ЕГИС УОИТ;
- порядок доступа к ЕГИС УОИТ и к информации, размещенной в ЕГИС УОИТ, а также сроки регистрации в ЕГИС УОИТ поставщиков информации и пользователей информации;
- требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования ЕГИС УОИТ, в т.ч. требования к ее архитектуре;
- порядок взаимодействия ЕГИС УОИТ с другими информационными государственными системами;
- адрес официального сайта ЕГИС УОИТ в сети Интернет.
На основании п. 3 ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ порядок создания, эксплуатации и модернизации ЕГИС УОИТ устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях реализации данного положения было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров», которым утверждены Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее — Правила).
Согласно п. 5 Правил в состав ЕГИС УОИТ входят следующие информационные подсистемы:
- реестр производителей и импортеров товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации;
- реестр операторов, в т.ч. региональных, по обращению с отходами;
- реестр объектов (мощностей) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов;
- реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности;
- справочники и классификаторы, используемые в сфере обращения с отходами;
- средства сбора, систематизации, обработки и хранения информации, поступающей от поставщиков информации;
- аналитические средства, предназначенные для сопоставления и анализа информации, содержащейся в ЕГИС УОИТ, а также визуальные средства мониторинга, оценки и контроля данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;
- банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;
- электронные сервисы для расчета размера экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов размера экологического сбора, заявления о зачете (возврате) размера излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
- информационные подсистемы, обеспечивающие взаимодействие с иными информационными системами, в т.ч. посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере обращения с отходами;
- информационная подсистема обеспечения информационной безопасности.
Сведения о поставщиках информации в ЕГИС УОИТ содержатся в табл. 1 (с учетом приложения № 1 к Правилам).
Информация для включения в ЕГИС УОИТ будет представляться перечисленными в табл. 1 поставщиками информации по формам согласно приложениям № 2–9 к Правилам.
Еще одной группой поставщиков информации в ЕГИС УОИТ, которую мы намеренно не указали в табл. 1, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, в т.ч.:
- производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
- операторы по обращению с отходами;
- региональные операторы по обращению с отходами;
- объединения[8] (союзы) производителей и импортеров товаров, в случае если производитель или импортер товаров при вступлении в такое объединение (союз) поручил ему на основании соответствующего договора обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов и представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов.
Сведения о том, какую информацию они должны представлять, в какие сроки и в какой форме, ищите в табл. 2.
Примеры заполнения декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации , и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств , и формы из приложений № 10 и 11 к Правилам вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».
Отметим, что формы были заполнены нами исходя из общей практики обращения с отходами, поскольку инструкций по их заполнению Правила, к сожалению, не содержат. При этом мы столкнулись с рядом вопросов.
Например, непонятно, что имеется в виду под «типом основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов», который необходимо указать в графе 5 формы из приложения № 10 к Правилам. Вероятно, при заполнении формы на сайте ЕГИС УОИТ поставщикам информации будет предложено несколько вариантов типов оборудования, но не исключено, что их придется забивать вручную, что сильно осложнит дальнейшую систематизацию информации. Так же обстоят дела и с графой «Назначение основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов». Что значит «назначение»? Возможно, это описание технологии утилизации или просто вид утилизации (рециклинг, регенерация или рекуперация).
Что касается формы из приложения № 11 к Правилам, то здесь вызывает вопросы содержание граф «Наименование места (площадки) сбора отходов от использования товаров» и «Назначение места (площадки) сбора отходов от использования товаров».
Еще один важный момент: организации, эксплуатирующие площадки для сбора отходов от использования товаров и оборудование для их утилизации, должны иметь лицензии на осуществление деятельности по сбору и утилизации отходов I–IV классов опасности, однако приведенные формы не содержат граф, где можно было бы указать соответствующую информацию.
Отметим, что информация будет представляться поставщиками безвозмездно посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, который будет создаваться и направляться с использованием программных средств ЕГИС УОИТ. В этом случае в дополнительном представлении информации на бумажном носителе не будет необходимости.
При отсутствии технической возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей информация будет представляться оператору на бумажном носителе в одном экземпляре посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или поставщиком информации лично. При этом обеспечивать внесение информации в ЕГИС УОИТ будет оператор, действуя по следующей схеме:
Согласно п. 25 Правил зарегистрироваться в ЕГИС УОИТ можно будет двумя способами:
1) пройти идентификацию и аутентификацию с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»[9];
2) заполнить электронную регистрационную форму, размещаемую оператором на сайте ЕГИС УОИТ.
В соответствии со ст. 24.3 Федерального закона № 89-ФЗ информация, содержащаяся в ЕГИС УОИТ, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне. Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией, модернизацией ЕГИС УОИТ, финансируются за счет средств федерального бюджета.
Напоследок отметим, что 14 июля 2015 г. состоялось заседание Комиссии по информационным технологиям и системам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственных федеральных служб и федеральных агентств. На заседании Комиссии выступил Заместитель Руководителя Росприроднадзора Долматов О.В. с докладом по созданию ЕГИС УОИТ. В соответствии с данным докладом ФБУ «ФЦАО» в 2015 г. должно было разработать и запустить в опытную эксплуатацию модули ЕГИС УОИТ[10].
ВЫВОД
В рамках данной статьи мы постарались дать общую характеристику будущему масштабному проекту ЕГИС УОИТ. К сожалению, проект еще очень сырой, и даже Правила, которые были рассмотрены нами в материале, не вносят особой ясности. Будем надеяться, что ЕГИС УОИТ заработает на практике в ближайшее время, будет обладать понятным интерфейсом и по максимуму облегчит работу как контролирующим органам, так и простым природопользователям.
[1] Подробнее см.: Ламихова М. Утилизация отходов от использования товаров и экологический сбор: вести с полей // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 20–40 (profiz.ru/eco/3_2016/util_OIT).
[2] См. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее — Распоряжение № 1886-р).
[3] См. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» (далее — Постановление № 1417).
[4] См. Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров».
[5] См. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров» (далее — Постановление № 1342).
[6] См. проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» (regulation.gov.ru/projects#npa=46362) и проект Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» (regulation.gov.ru/projects#npa=22194).
[7] См. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее — Постановление № 1073).
[8] В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 89-ФЗ, слово «объединение» было заменено на слово «ассоциация». Таким образом, под словом «объединение» в Правилах следует иметь в виду слово «ассоциация».
[9] Обратите внимание: с 1 января 2017 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, должны будут осуществлять прохождение идентификации и аутентификации с использованием указанной системы.