В последние годы в Российской Федерации явно просматривалась необходимость принципиальных изменений в системе обращения с отходами производства и потребления, в частности введения расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Эти изменения реализованы на законодательном уровне, и мы вплотную подошли к их практической реализации.
В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров[1] в соответствии с нормативами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р (в ред. от 19.01.2017; далее — Распоряжение № 2491-р).
В случае неисполнения нормативов утилизации по каждой категории товаров (упаковки), установленных Распоряжением № 2491-р, на производителей и импортеров товаров возложена обязанность по уплате экологического сбора за 2016 отчетный год[2] (см. таблицу).
Росприроднадзор реализует полномочия, предусмотренные Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (далее — Правила № 1342), и Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (далее — Положение № 1417).
В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 11 Правил № 1342 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год.
Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Перечень), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.
Обратите внимание: Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2017 № 43-р «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в отношении кодов ТН ВЭД ЕАЭС» в Перечень включены новые группы готовых товаров, в т.ч. упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Куда должна представляться отчетность?
На рисунке 1 показан порядок реализации ответственности производителя/импортера товаров.
В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
[…]
3. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
[…]
7. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
[…]
10. В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
[…]
Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то в таком случае уплачивать экологический сбор и представлять соответствующую отчетность (расчет суммы экологического сбора[3], декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации[4], отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств[5]) обязано лицо, которое производит упаковку.
Однако если произведенная упаковка реализуется другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции, то в таком случае уплачивать экологический сбор (и представлять все установленные законодательством формы отчетности) обязан производитель, использующий упаковку для производства собственных товаров.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения» согласно требованиям Правил № 1342 для обеспечения исполнения производителями, импортерами товаров и их ассоциациями обязанности по представлению отчетности Росприроднадзор разработал рекомендуемые формы актов утилизации отходов.
При заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в ред. от 07.02.2017).
Росприроднадзор полагает, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в достаточной мере подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Правила взимания экологического сбора (далее — Правила № 1073) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.
Согласно Правилам № 1073 расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
Импортеры товаров вправе представлять расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор.
Кроме того, во исполнение Правил № 1073 утвержден Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора».
Таким образом, проделана большая работа, однако, чтобы РОП заработала в нашей стране в полную силу, нужны серьезные стимулирующие меры. Так, проект поправок Правительства РФ к проекту Федерального закона № 690757-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации», принятому Госдумой в первом чтении 18.03.2015 (далее — проект поправок)[6], предусматривает внесение изменений в ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2017; далее — КоАП РФ) в части установления дифференцированной ответственности за нарушения требований обращения с отходами производства и потребления.
Действующая редакция ст. 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений.
Проект поправок также предусматривает существенные изменения, которые коснутся природопользователей, не соблюдающих требования природоохранного законодательства, в частности в сфере ответственности производителей, импортеров товаров и их ассоциаций за следующие нарушения:
• несвоевременное представление, умышленное искажение деклараций о количестве товаров, подлежащих утилизации, а также о количестве потребительской упаковки;
• несвоевременное представление, умышленное искажение отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации;
• неуплата в установленные сроки экологического сбора.
Размер штрафа для юридических лиц — до 500 000 руб.
Проект поправок направлен в первую очередь на стимулирование отрасли переработки и утилизации отходов, на вторичное использование отходов.
Согласно п. 2 Правил № 1073 исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.
В настоящее время в целях приема декларации, отчетности и расчетов в постоянную эксплуатацию вводится единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).
Заявители могут представлять отчетность одним из трех способов:
• с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
• с помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Личного кабинета природопользователя;
• с помощью иного программного обеспечения при соблюдении требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.
В случае непредставления отчетности в сроки, установленные п. 11 Правил № 1342, Росприроднадзор (его территориальный орган) направляет производителю или импортеру товаров требование о необходимости представления отчетности.
За непредставление (несвоевременное представление) отчетности и за представление недостоверных сведений в отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Росприроднадзор выполняет функции администрирования экологического сбора (рис. 2) в целях максимальной полной реализации РОП и тем самым снижения негативного воздействия отходов, в т.ч. упаковочных, на окружающую среду.
Средства экологического сбора расходуются посредством реализации госпрограмм Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации пропорционально численности их населения на следующие цели:
• софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
• покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
• покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
• выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов;
• строительство и оснащение таких объектов.
[1] О том, на кого возлагается обязанность по утилизации отходов от использования товаров в конкретной ситуации, см.: Куликов И.В. Обязанность по утилизации отходов от использования товаров: анализируем конкретные ситуации // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 68–75 (прим. редакции).
[2] О том, на кого возлагается обязанность по уплате экологического сбора, см.: Алымова В.А. Уплата экологического сбора впервые не за горами // Справочник эколога. 2017. № 3. С. 20–29 (profiz.ru/eco/3_2017/ecosbor) (прим. редакции).
[3] Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
[4] Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, содержится в приложении к Положению № 1417.
[5] Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, содержится в приложении к Правилам № 1342.